Triumph Studios при финансовой поддержке Маркуса «Нотча» Перссона возвращается к истокам. Будучи известными, главным образом, по дилогии Overlord, они, тем не менее, начинали с пошаговых стратегий, а именно — с серии Age of Wonders.
Сюжет Age of Wonders III продолжает рассказывать историю о перипетиях войны между эльфами и содружеством людей. Вселенная игры изменилась. Сгинули могущественные маги из предыдущих частей игры. На смену им пришли менее сильные герои, на чьи плечи возложена судьба мира.
На выбор игроку предоставляется 2 сюжетные кампании — по одной за Содружество и Эльфийский двор. Эльфы являются адептами магии и пытаются сохранить свое древнее наследие перед лицом полного уничтожения механическим кулаком Содружества. У них есть причины ненавидеть людей, ибо последние в прошлом уже не раз предавали их доверие. После того, как брат принцессы возрожденных высших эльфов Сандрен был вероломно убит во время мирных переговоров, она решает объединить лояльные народы против общего врага.
С другой стороны, у нас история коммандера Эрика, молодого выпускника Имперской Академии. Он верит, что империя несет порядок, процветание и прогресс в дикие земли. Именно Ему поручают расследовать деятельность культа фанатиков, при поддержке Эльфийского двора, наводящего смуту и хаос в отдаленном уголке империи. Помогать в этом нелегком деле ему будет племянница императора Ларисса. У каждой из сторон своя правда и мировоззрение, что напрямую отразится при игре.
Triumph решили как следует перетряхнуть ролевую основу игры, разнообразив развитие персонажей системой классов. Всего их в игре 6 — от них зависит развитие городов, набор заклинаний и специальные войска. В русской версии это плут, бесстрашный, теократ, чародей, военачальник и архидруид.
Участвуя в боях, герои растут в уровнях, получая очки развития, которые впоследствии можно потратить как на пассивные умения, так и на активные. Мы также можем подобрать полководцу вооружение, броню и даже животное, на котором он будет передвигаться верхом.
Заклинания сгруппированы в 2 группы – действующие на глобальной карте или тактической. Помимо активных умений, вы можете разучивать пассивные — действующие на эффективность войск, добычу ресурсов и количество заклинаний, которые вы можете произнести за один ход.
Развитие городов устроено традиционно: мы можем готовить войска и развивать инфраструктуру поселения. Постройки влияют на добычу ресурсов, подготовку армий, численность и настроение населения, а также сферу влияния города. Если в нее попадают различные постройки, то город получает определенные бонусы.
Сами миссии весьма масштабны и для победы вам придется выполнить целый ряд условий. Например, на одной из карт, надо не только победить трех оппонентов, но и восстановить разрушенный город, добраться до удаленной горы, найти затерянные поселения эльфов и уничтожить несколько вражеских объектов, защищая при этом второстепенных героев.
Всего же в игре доступно 12 сюжетных заданий. Учитывая, что каждое из них зачастую отнимает на прохождение более 5 часов, то будет нетрудно подсчитать, что только на этот режим уйдет как минимум 60 часов.
Age of Wonders III поначалу кажется простой. Но чем дальше играешь, тем больше усложняется ситуация на карте. Противник всегда имеет подавляющее превосходство во всех аспектах. При этом приходится воевать сразу на несколько фронтов, так как обычно игроку противостоят сразу несколько компьютерных болванчиков. Искусственный интеллект вызывает крайне противоречивые чувства. С одной стороны, враги могут грамотно подтягивать войска, не давая вам развить преимущество на карте. А с другой, не раз происходит так, что в критической для игрока ситуации половина армии врага может просто взять и уйти куда подальше, оставляя позиции без защиты. На это накладывается еще один нюанс.
Так получилось, что разработчики в сюжетных кампаниях установили одно весьма спорное правило.Основной герой задания при гибели воскресает через 2 хода в столице. А вот второстепенные – нет. Их потеря ведет к неминуемому концу игры. Искусственный интеллект прекрасно об этом осведомлен и не брезгует этим пользоваться. Не раз случается так, что компьютер забывает про остальные войска игрока и сломя голову пробивается именно к герою. При этом гибель военачальника противника никак не сказывалась на боеспособности его армии. Отряд не заметил потери бойца и продолжает атаковать дальше.
Оппоненты при этом обожают сходу строить мифические вундервафли (не забываем о преимуществе противника в развитии и ресурсах), которые прокачаны по последнему слову фэнтезийной техники. А вы этому безобразию можете противопоставить либо огромное количество пушечного мяса, либо грамотную подготовку войск. Если внимательно готовить войска, предварительно ознакомившись с весьма обширной энциклопедией игры, то на каждый отряд противника можно найти приемлемую управу. Но оба варианта натыкаются на проблему дефицита ресурсов.
Сюжетный режим, даже несмотря на сложности ИИ, способен на многие часы увлечь игровым процессом. В особенности старых фанатов серии, которые давно ждали продолжения истории. Впрочем, главным достоинством Age of Wonders III, без сомнения, является режим генерации карт. За ним вы можете провести не один десяток часов, так как именно здесь сглаживается большинство претензий к сюжетным кампаниям. Задав обширное количество параметров, вы сможете создать карту по своему вкусу. Здесь также, наконец, начинает работать система дипломатии и репутации. Ведя себя как образцовый святоша, щадя убегающие войска и не уничтожая каждый город на своем пути, вы зарекомендуете себя в качестве надежного союзника. Если вы не сторонник военной экспансии, то со встречающимися независимыми городами можно договориться полюбовно, отвалив им энное количество денег, после чего они с радостью присоединятся к вашей империи. Некоторые же вместо этого могут вам дать задание, после выполнения которого они также перейдут на сторону игрока.
Размеры карт впечатляют — тут на ум приходит серия Total War. На локации вполне может уместиться более пятидесяти городов и несколько климатических зон. При этом у игры имеется, в прямом смысле этого слова, второе дно — подземелья. Там вы можете отыскать сокровища, альтернативные маршруты для армий и даже целые города. Некоторые пути могут быть скрыты скалами, через которые могут прокапываться специализирующиеся на этом юниты.
Количество доступных войск весьма обширно. Авторы по полной использовали свою богатую фантазию, в результате чего появились совсем уникальные экземпляры. Как вам гоблины-капелланы с крыльями? Или гномы-суккубы? Борода прилагается!
Благодаря такому разнообразию субъектов, схватки с противниками становятся интереснее — ведь никогда не знаешь, с каким чудом придется скрестить мечи на этот раз.
Столкнувшись с войсками противника, вы перемещаетесь на поле боя. Окружающая обстановка, естественно, зависит от того, где именно на глобальной карте вы пересеклись с врагом. Например, если вы атакуете противника в городе, то готовьтесь к тому, что он будет сидеть за стенами — вам понадобятся таран и требушет.
Поле боя разбито на гексы, а у каждого юнита дальность хода делится на три зоны эффективности. Если отряд переместится, например, в желтую зону, то получит штраф к эффективности атаки, которого бы не было, если бы он ходил только в пределах зеленой зоны. С другой стороны, благодаря этому отряд может избежать штрафа к дальности цели или препятствия, мешающего провести атаку. На все это накладывается система морали. Войска с низком боевым духом сражаются хуже и могут попросту дезертировать, а города — поднять бунт.
Стоит отметить одну важную особенность: в различных климатических зонах войска и военачальники могут по-иному себя чувствовать, что влияет на их эффективность в бою.
Одним из важнейших нововведений боевой системы можно считать появление атаки с фланга, весьма эффективно действующую на врагов. Но необходимо быть осторожным – многие типы войск получили сразу по несколько умений, а некоторые из них могут бить по близлежащим гексам, не щадя ни врагов, ни союзников. К тому же атакуемый отряд может дать сдачи, проведя контратаку — для этого вместо атаки боевой единице стоит встать в оборону. Так как бои теперь выполнены в честном 3D, то они выглядят намного зрелищнее.
Местный графический движок рисует нам не самую технологичную, но вполне живописную картинку. На глобальной карте мы можем видеть, как постепенно развиваются города, расширяется их территория и появляются некоторые построенные объекты — вроде стен или башен.
Разглядывая пасторальную карту местности, вполне можно позабыть об основах стратегии. В этом случае вас спасет Книга Чудес – энциклопедия, в которой можно найти подробный гид по игре. Он расскажет об азах, типах войск, заклинаниях и многом другом. Тут, правда встает одна проблема. Одним из просчетов игры для русского игрока стоит признать халтурный перевод, который значительно расходится с оригиналом. То тут, то там видны различные ошибки, а некоторые названия и описания вызывают недоумение. Не говоря уже о периодически вылезающих в диалогах и описаниях кусков кода.
Несмотря на не самую удачную реализацию сюжетного режима, который выливается в многочасовое позиционное противостояние, перемежающееся вашими заведомо суицидальными атаками на позиции противника, Age of Wonders III радует обновленной ролевой системой и максимальной аддиктивностью весьма разнообразного режима генерации случайных карт, достигающих масштаба игр серии Total War. Именно это и является той причиной, по которой стоит играть в свежий проект Triumph Studios. Создав новую карту на любой вкус, вы пропадете для окружающего мира на многие десятки часов, поэтому возвращение серии после 11-летнего простоя можно считать вполне удачным.
Автор — VADIMEYS, редактирование — ACE, OPEX
Игра пройдена на PC.
Источник: