Первый раз я увидел Hohokum на Gamescom в 2013 году. Красочный проект c абстрактной графикой получил от редакции прозвище “Игра про батоны”, которое крепко и надолго к нему приклеилось. Пульсирующая магия цветов с одноглазой змеей, катающей на себе людей, которые охотятся на нарезные батоны, чтобы потом запустить их в небо, разливала артхаусный бензин не хуже Journey. Иными словами, еще немного и с криками “Боже, 10 из 10!” игровые хипстеры были готовы поклониться новому кумиру, неся на жертвенный алтарь свои модные оценки. Но чем ближе был релиз, тем больше создатели уходили огородами от обсуждения самой игры, прикрываясь красивыми словами о глубоких концепциях и визуальной составляющей. В результате финальная версия Hohokum лишь подтвердила худшие опасения о возвращении из другого измерения нового поколения бесполезных скринсейверов.
В каком бы состоянии сознания вы ни начинали Hohokum, спустя первые 20 минут эйфории вы столкнетесь с глубоким непониманием игрового процесса. Можно резонно вспомнить, что в Journey разработчики тоже ничего не объясняли игроку, и все разбирались с целью путешествия по ходу погружения во вселенную. К сожалению, Hohokum не подразумевает объяснений какой-либо цели в принципе. Вы можете часами перекрашивать сферы на экране, надеясь запустить неведомый механизм и открыть новые горизонты воображения, но чуда не случится, и через какое-то время вы поймете, что вы раскрашивали тысячу точек для личного удовольствия (это же арт-проект, помните?). В другом случае вы можете выполнить некий алгоритм головоломки и не понять закрыли вы уровень или нет. Собрали батоны, запустили змеев, но выполнили ли задание? Как понять, что все сделано правильно?
Причем, все семнадцать миров, безусловно, имеют какие-то цели, но игра не мотивирует вас разбираться в правилах очередного этапа, учитывая более 146 червоточин, соединяющих их фрагменты, покорять эти яркие пейзажи совершенно не хочется. Часа игры более чем достаточно, чтобы получить полное представление о процессе и понять, что вам надоело бесцельно перемещаться из дыры в дыру, проскальзывать по чудесным мирам, в которых вы можете потратить кучу времени на сбивание одуванчиков и не получить никакой награды. В теории игру можно пройти за час (и за это есть соответствующий трофей), но никакой мотивации кроме удовлетворения внутреннего гнома извращенного задротства вы не получите. Конечно, можно запастись терпением, вспомнить пиксельхантинговое детство, лаская змеиным телом каждую точку на ярком экране, но кроме отупения и разочарования вы ничего не испытаете.
Можно с умным лицом рассуждать о глубинах арт-проекта, гениальной музыке, которая, к слову, весьма неплоха, но это будет неправдой. Hohokum – это бесцельная трата ресурсов Sony, где интересная визуальная составляющая не подкрепляется достаточно сильной мотивацией и атмосферой для исследования и погружения в галлюциногенную вселенную Honeyslag. Играть в это даже при наличии приятного музыкального фона просто скучно. В чань-буддизме есть практика медитации на белую стену. Так вот время созерцания пустой стены куда полезнее для духовного и физического здоровья, чем несъедобное Chill-out блюдо создателей Hohokum.
Автор — XTR, редактирование — ACE, OPEX
Игра не пройдена на PS4
Источник: