Время идет, и серия Resident Evil все больше становится похожа на подопытного зомби-мутанта, в вены которого выжившие из ума ученые вводят новые дозы зелья, призванного продлить жизнь полумертвого создания. И если инъекции доброго отца Синдзи Миками оказывали целебный эффект, и чадо обрастало устрашающими щупальцам и начинало шустро бегать, то в последние годы студия Capcom спотыкалась при каждом следующем шаге. Бедный монстр покрывался злокачественными опухолями, часто болел и, кажется, в итоге впал в хроническую депрессию. Единственное его утешение – воспоминания о старых добрых деньках, когда трава была не только зеленой, но и красной, сохранения происходили вручную на печатных машинках, а патронов вечно не хватало.
Ремейк одного из основателей жанра Survival-Horror, вышедший на Nintendo Gamecube, а потом и на Wii, теперь доступен владельцам консолей от Sony и Microsoft, а также PC. Большинство геймеров старой закалки знают игру уже практически наизусть и ориентируются в мрачном особняке Спенсера лучше, чем в собственной квартире, поэтому сейчас два принципиальных вопроса звучат так: удачным ли получился порт и остался ли порох в пороховницах у игры 2002 года, которая базировалась на оригинале уже почти двадцатилетней давности?
В техническом отношении, опасения, связанные с криворукостью персонала Capcom, к сожалению, частично оправдались. Казалось бы, на руках у них были консоли нового поколения, но каким-то необъяснимым образом, некоторые эффекты освещения и фильтры, присутствовавшие в прошлых версиях, не были полностью перенесены в переиздание. Такое безалаберное отношение классике оставляет неприятный осадок. Конечно, переход в высокое разрешение 1080p был осуществлен, но многие игроки сразу же столкнулись с определенными проблемами, особенно в многострадальной версии для компьютеров. То частота кадров внезапно падала до режима slow-motion, то игра попросту вылетала. Возможность переключения между форматами экрана тоже реализована весьма спорно. При соотношении 16:9, картинка некрасиво растягивается, а «плавающая» камера, следящая за движением персонажа, выглядит, как насильственно внедренный, чужеродный элемент. Хорошо, что разработчикам хватило ума оставить оригинальный вид 4:3 в качестве дополнительной опции. Но одно дело изображение, а вот как объяснить выкрутасы японских программистов с музыкой, звучание которой было искусственно ускорено? Какова была причина столь абсурдного решения? Видимо, эту тайну придется разгадывать потомкам.
Ковыляем ко второй части «Марлезонского балета». Актуальность в условиях современных реалий. Долго рассуждать здесь бессмысленно. Естественно, игра во многом устарела. Но является ли это недостатком? Вряд ли. Мы же не будем пенять на отсутствие живой речи в шедеврах немого кино или на плохое качество звука на джазовых записях 30-ых годов. Суть классических произведений в том, что им уже нечего доказывать и нет совершенно никакой нужды гнаться за модными тенденциями. Они достаточно уютно чувствуют себя на своем олимпе славы, лениво обозревая многочисленные регалии. В случае с REmake дела обстоят еще лучше, ведь сама по себе, механика, отточенная более десяти лет назад, до сих пор не затупилась. Внутренняя логика игры, несмотря на свою архаичную условность, предельно четкая и благодаря этому не вызовет отторжения у новой аудитории. Уверен, многие ее представители воспримут игру, как своеобразный тактический квест. Тягучий геймплей требует рассудительности и планировки действий, нежели меткости или быстрой реакции. Нужно в буквальном смысле считать боеприпасы, тщательно осматривать все найденные предметы, изучать карту, прокладывать и запоминать кратчайшие пути или, если потребуется, наоборот идти в обход опасностей. Местная одиозная система сохранений наверняка повергнет в шок неподготовленных новичков, привыкших к чекпоинтам и автосейвам. Поиск спасительных чернильных лент, число которых ограничено — это деликатес для настоящих гурманов.
Попадаются иногда и косточки. Пожалуй, главной бедой является бэктрекинг, обусловленный маленьким размером инвентаря. Утомительные пробежки туда-сюда, только ради того, чтобы выложить в ящик хранения одни вещи и забрать другие, вызывают лишь зевоту. Тем более что еще в Code: Veronica, вышедшей за два года до REmake, игроку по ходу прохождения давался кейс повышенной емкости, и не один ценитель хардкора при этом не пострадал. Говоря о сложности, отмечу, что в переиздание предусмотрительно добавлен дополнительный уровень эквивалентный «very easy», позволяющий любой домохозяйке пройти игру без излишних усилий. Изменения затронули и управление. Теперь, помимо изначальной раскладки, игрок может выбрать альтернативную, при которой направления движения соответствуют положению персонажа по отношению к камере.
Безусловно, первая часть Resident Evil — это флагман всей серии по части создания правильной атмосферы ужаса и безысходности. Особняк кажется живым, дышащим организмом, где каждая комнатка или коридор обладает собственной жутковатой аурой. Тусклый свет от свечей в промозглых залах, раскаты грома и вспышки молнии, скрип бесконечных дверей, лестницы, ведущие в мерзкие подземелья, холодные полы лабораторий, жалобные завывания порождений бесчеловечных экспериментов – отовсюду на игрока идет постоянное давление. В таких условиях начинаешь шарахаться от собственной тени, внезапно вырастающей на обшарпанной стене. Комнаты сохранений дарят кратковременную иллюзию безопасности, но на самом деле только поддерживают нервное напряжение своим безжизненным, меланхоличным настроением. И даже на первый взгляд избитые приемы, вроде резко выскакивающих доберманов, исправно действуют, заставляя подскакивать, в панике нажимая не те кнопки.
Несмотря на все мозолящие глаз и ухо технические погрешности, общей картины они все-таки сильно не портят. Resident Evil впору застолбить себе почетное место в музее, в качестве образца того, как грамотного делать видеоигры. Великолепный дизайн, внимание к деталям, продуманность игрового процесса – все это заслуживает безграничного уважения. С другой стороны, сейчас проект больше напоминает антикварные «дедушкины» часы после косметической реставрации. Без сомнений, эти часы ходят и показывают время с точностью до секунды, но первое ощущение, возникающее при взгляде на них, – ностальгия. Эпоха прошла, страница перевернута. Надо идти дальше. Но не волнуйтесь. С часами ничего не случится. Слышите? Их мерное тиканье будет разноситься негромким эхом в темноте, будет сниться нам в кошмарах. Вечно…
Автор — Shibito, редактирование — ACE
Игра пройдена на PC
Источник: