В юности я очень сильно любил серию японских ролевых игр Final Fantasy. Тогда эти игры мне казались чем-то невероятным, поэтому я охотно проводил в них свои вечера, с головой уходя в фантастический сюжет, уникальные боевые системы и наслаждаясь непередаваемой романтикой сказочных приключений. Со временем с серией начало происходить что-то странное: руководство Square Enix помешалось на идее создания MMORPG по мотивам популярной франшизы, что на корню разрушило то волшебство, за которое многие любили Final Fantasy. Одной из последних «правильных» игр серии стала FF XII, вышедшая для PlayStation 2 в 2006 году. Сегодня я бы хотел рассказать вам о ремастере этой замечательной игры для консоли PlayStation 4 с подзаголовком The Zodiac Age.

Игра: Final Fantasy XII: The Zodiac Age
Платформа: PlayStation 4
Жанр: JRPG
Разработчик: Square Enix
Издатель: Square Enix
Дата релиза: 11 июля 2017

За разработку игры Final Fantasy XII отвечал легендарный японский гейм-дизайнер Ясуми Мацуно. Именно он в своё время придумал фантастический мир Ивалис, где разворачивались события практически всех его последующих игр, включая такие хиты, как Final Fantasy Tactics (1997), Vagrant Story (2000) и Final Fantasy Tactics Advance (2003). Мир Ивалис помимо людей населён множеством удивительных рас, но в его атмосфере и особенно архитектуре повсеместно чувствуется влияние европейского средневековья. Магия здесь соседствует со сложнейшими механизмами вроде летающих кораблей, а традиционные элементы серии Final Fantasy встречаются буквально на каждом шагу. Мацуно проделал поистине колоссальную работу, создавая Ивалис. По качеству и глубине проработки этот мир запросто можно сравнить со Средиземьем Джона Рональда Толкина или же с Вестеросом из произведений Джорджа Мартина.

К сожалению, Ясуми Мацуно не смог завершить работу над Final Fantasy XII из-за внезапно возникших проблем со здоровьем, поэтому на посту режиссёра, сценариста и продюсера его сменил хороший друг и коллега Хироси Минагава, ранее работавший вместе с Мацуно над множеством игр. Критики в своё время отметили, что из-за столь неожиданной смены руководителя проекта во вступительной части Final Fantasy XII присутствует большое количество увлекательных мини-игр, а игровые сцены максимально насыщены, тогда как ближе к финалу всё это постепенно сходит на нет. Отец серии Хиронобу Сакагути сильно расстроился из-за ухода Ясуми Мацуно с поста режиссёра и даже не стал проходить игру до конца, хоть и признал, что «это настоящая Final Fantasy». Но, здоровье – штука такая, что против неё не попрёшь.

Могущественные империи Аркадия и Розаррия сражаются за власть над территорией Ивалиса, а крошечное нейтральное королевство Далмаска оказывается на карте в самом центре разворачивающегося военного конфликта. Аркадия оккупирует Далмаску, поэтому король Раминас соглашается на капитуляцию, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Узнав об этом, королевский рыцарь Баш фон Розенбург убивает короля за измену родине. Молодой принц Далмаски лорд Раслер героически погибает, защищая королевский дворец во время осады, а его жена Ашелия Б’наргин Далмаска в отчаянии совершает самоубийство. Довольно мрачное начало для игры серии Final Fantasy, согласитесь? Игры Ясуми Мацуно всегда были такими: максимально серьёзными, взрослыми и пронизанными политическими интригами.

Далее события переносят нас на два года вперёд. Главным героем становится сирота и уличный воришка по имени Ваан, живущий в столице Далмаски – городе Рабанастр. Паренёк мечтает вырасти и стать благородным воздушным пиратом, грабить судна империи и возвращать своему народу незаконно отобранные у него богатства. За подростком присматривает его подруга детства Пенело, отличающаяся от Ваана взвешенностью и рассудительностью. Но даже она не в силах помешать ему тайком проникнуть в сокровищницу королевского замка в самый разгар торжественного приёма нового консула. Во время налёта на сокровищницу Ваан знакомится с парочкой отчаянных воздушных пиратов – Балтьером и Фран, а также натыкается на лидера сопротивления Амалию (на самом деле это принцесса Ашелия, инсценировавшая собственное самоубийство). Застуканные стражей на месте преступления они оказываются в королевской темнице, где освобождают из цепей рыцаря-предателя Баша.

Именно в составе этой команды игроку предстоит пройти игру от начала до самого конца и попытаться остановить многолетнюю войну, разрывающую Ивалис на части. Однако к главным героям то и дело будут присоединяться гостевые персонажи, сражающиеся с ними плечом к плечу. Удивительно, но в этой Final Fantasy нет ярко выраженного протагониста. В качестве главного героя выступает вся команда, каждый персонаж которой качественно прописан в общей истории и привносит в сюжет что-то своё. Принцесса Ашелия стремится вернуть мир в принадлежащее ей по праву королевство, рыцарь Баш пытается отмыть своё имя от клейма предателя родины, а пират Балтьер преследует известные лишь ему одному цели. Но в одном главные герои похожи: они всеми силами пытаются помешать планам милитаристской империи Аркадия. А для этого им сначала нужно лишить её основного военного преимущества.

В мире Final Fantasy XII, как и во многих других играх этой серии, особый упор делается на использование магических кристаллов — «магицита». В некоторых регионах государства Ивалис распространена энергия, именуемая «мглой», которая буквально висит в воздухе густым туманом. Если кристалл магицита впитает в себя мглу, он превращается в «нефицит», и его обладатель получает доступ к дополнительным магическим возможностям и специальным приёмам. Империя Аркадия использует нефицит в военных целях, пытаясь усилить свои воздушные крепости и армию солдат. В секретной лаборатории доктор Сид (ну какая «финалка» может обойтись без Сида?) проводит эксперименты над природным нефицитом, пытаясь создать его искусственный аналог. Именно нефицит становится краеугольным камнем в борьбе за власть, и именно за ним охотятся как антагонисты, так и команда главных героев.

Когда я впервые столкнулся с Final Fantasy XII в 2006 году, меня сильно напряг резкий переход от сказочных, во многом романтичных историй FF IX и FF X к настолько серьёзному, пропитанному политическими распрями сюжету. Кроме того, FF XII во многом стала походить на MMORPG с открытым миром, гигантскими локациями и боевой системой, сильно напоминающей сражения из онлайновых ролевых игр. В своё время именно из-за этих нововведений я забросил прохождение игры примерно после первой трети, а потом так к ней и не вернулся. Поэтому релиз ремастера The Zodiac Age стал замечательной возможностью наверстать упущенное и узнать, наконец, чем же закончилась история шестерых друзей и королевства Далмаска.

Боевая система FF XII действительно не похожа на то, к чему привыкли поклонники серии. Игрок выбирает троих персонажей из шестерых, а также лидера троицы, которым сможет управлять он сам. Оставшиеся двое героев действуют сами по себе и подчиняются так называемой «системе гамбитов». Гамбиты – своего рода язык программирования, когда игрок при помощи особых команд и условий настраивает искусственный интеллект бойцов. Например, атаковать ближайшего противника, попавшего в их поле зрения, обрушить огненную магию на монстров, уязвимых к огню, использовать лечащий предмет на раненном товарище и так далее. Несколько гамбитов доступны игроку изначально, но большинство придётся приобретать в специальных магазинах, разбросанных по Ивалису. Лидером команды игрок может управлять в ручном режиме, а может просто автоматизировать его при помощи гамбитов.

При столкновении с врагами (которые, к слову, больше не происходят случайным образом) главные герои больше не переносятся на отдельную арену для сражения. Битва происходит непосредственно на локации, где произошло столкновение. Такая боевая система получила название Active Dimension Battle (ADB), и она сменила привычную многим Active Time Battle (ATB). Впрочем, в опциях игры можно настроить остановку времени в те моменты, когда игрок шастает в меню. Помимо традиционных физических атак, магии всевозможных цветов и использования предметов, персонажам также доступны особые боевые техники. Например, нанесение противнику мощного удара, расходующего собственное здоровье персонажа или накопленные деньги, атака наносящая урон, пропорциональный количеству сделанных персонажем шагов, воровство предметов у монстров и так далее.

На смену мощным «лимитам» и «овердрайвам» пришли так называемые Quickening. Эти атаки расходуют магическую энергию мглы и подразделяются на три категории мощности. У каждого персонажа может быть не более трёх подобных атак, зато их можно связывать в цепочки во время боя, нанося противнику огромный урон. Также в игре присутствуют традиционные для серии Final Fantasy призываемые демоны. В FF XII они носят название «Эсперы». Часть Эсперов становится доступной игроку по мере прохождения сюжетной кампании, а оставшихся удастся получить исключительно в ходе выполнения специальных квестов. Каждому Эсперу игрок должен выбрать своего хозяина из шестерых персонажей. Призванный на поле боя Эспер сражается самостоятельно до тех пор, пока его хозяин не погибнет или же пока у Эспера не закончится здоровье.

В Final Fantasy XII очень продвинутая система прокачки персонажей. Она основывается на трёх составляющих: традиционном опыте, получаемом в битвах, досках лицензий, напоминающих «Сетку сфер» из Final Fantasy X, а также системе профессий, пришедшей в ремастер из вышедшей эксклюзивно в Японии версии FF XII с подзаголовком International Zodiac Job System. Каждый персонаж может изучить лишь две профессии из 12 доступных — как раз по две на каждого из шестерых персонажей. Здесь вам и рыцарь, и самурай, и машинист, владеющий огнестрельным оружием, и лучница, и монах, и всевозможные маги. В комплекте с профессией персонаж получает соответствующую ей доску лицензий. За убийство монстров главные герои получают «очки лицензий», которые позволяют разблокировать клетки на доске и получать доступ к использованию новых боевых техник, магии, перков, оружия, брони и аксессуаров.

Что характерно, в FF XII вы не можете просто взять и надеть на себя любую броню или взять в руки любое оружие. Для этого на вашей доске лицензии должна быть активирована соответствующая ей клетка. Разумеется, броня, головные уборы и оружие делятся на классы. Самурай специализируется на катанах, монах предпочитает посохи, а лучник – луки и арбалеты. Кроме того, разблокировав на доске, допустим, лечащее заклинание, вы не сможете сразу его использовать. Предварительно придётся приобрести это заклинание в магическом магазине (к счастью сделать это нужно лишь один раз). То же самое касается и всех боевых техник. Стоит такое удовольствие недёшево, поэтому будьте готовы к серьёзным тратам. А с деньгами в игре тоже всё обстоит весьма интересно. Больше вы не получаете деньги за убийство монстров. Из них выпадает лишь лут. А вот этот самый лут можно продать торговцам и заработать на этом приличные деньги. Также деньги вы можете найти в многочисленных горшках и сундуках, на которые часто будете натыкаться во время прохождения.

Что касается игровых локаций, то в FF XII представлен огромный открытый мир, локации которого связаны между собой переходами. Привычной интерактивной карты мира в игре нет. Лишь экран, используемый для навигации, на котором точками помечены населённые пункты. Чтобы игрока не понесло в те места, где ему пока появляться рано, разработчики заселили их мощными монстрами, победить которых без соответствующей прокачки практически нереально. Абсолютно саморегулирующаяся система. Игроку доведётся побывать в бескрайних пустынях и ледяных пустошах, густых джунглях, в затерянных городах древних цивилизаций и других не менее колоритных местах. Исследовать мир Ивалиса можно на протяжении десятков и сотен часов. Единственное, что мне не понравилось – это однообразие и скудный дизайн игровых подземелий. Да, некоторые из них предложат игроку решение разнообразных головоломок, порой весьма увлекательных. Но в целом большую часть подземелий можно охарактеризовать как невероятно тёмные длинные коридоры с разветвлениями и повторяющимися текстурами стен.

Если вы хотите отвлечься от сюжетного прохождения, всегда можно забежать в любую таверну и на доске объявлений взять заказ на убийство опасного монстра. Прямо как в «Ведьмаке 3», только FF XII вышла задолго до возникновения игровой вселенной по мотивам произведений Анджея Сапковского. За победу над монстрами заказчики вас щедро вознаградят. В игре также скрыта целая куча увлекательных сайд-квестов, способных увлечь вас на долгие часы. Очень радует наличие фансервиса. Вы обязательно порадуетесь, встретив крошечных существ Муглов или вновь взобравшись на спину скаковой птицы Чокобо. Последние, кстати, арендуются лишь на некоторое время. Зато им доступны секретные тропы, по которым невозможно пройти пешком. Рядом с такими проходами вы увидите на земле следы птичьих лап. А это значит, что рядом спрятано что-то интересное.

Пришла пора рассказать о нововведениях, которые предлагает нам ремастер 2017 года. Помимо уже упомянутой системы профессий The Zodiac Job System, которая была реконструирована и во многом улучшена, игра содержит в себе немало сюрпризов. Во-первых, ощутимо похорошела картинка. Теперь мы видим легендарную игру в HD-качестве, а модели главных персонажей, насколько я понял, были частично перерисованы и доведены до ума в плане детализации. Дизайном персонажей этой игры я всегда искренне восхищался. Художники постарались на славу и создали невероятно запоминающихся героев, на которых приятно смотреть. CG-ролики также подверглись ремастерингу и выглядят так, словно их сделали пару лет назад, а не в 2006 году. FF XII унаследовала от японской версии игры «Режим испытаний», ранее недоступный западным игрокам. Он содержит в себе 100 уровней, насыщенных непрекращающимися битвами с мощными противниками. Подвох заключается в том, что сохраняться игрок может лишь каждые 10 уровней. Зато за победы вы получите особенно ценные сокровища и деньги.

Приятным нововведением стал режим повышения скорости игрового процесса. Нажатием всего одной кнопки на геймпаде вы можете ускорить игру в два или даже в четыре раза. Это значительно упрощает гринд и выбивание ценных очков лицензий. Но пользоваться подобными «читами» вас, разумеется, никто не заставляет. Игра обзавелась поддержкой трофеев, что, безусловно, порадует любителей «выбивать платину». В опциях вы можете выбрать японский или английский вариант дубляжа персонажей. Что удивительно, мне больше понравилась именно английская звуковая дорожка. Голоса персонажей просто великолепны. Особенно запомнился очаровательный голосок Фран, которая относится к расе виер. Музыка в игре также подверглась ремастерингу, а в обновлённый саундтрек вошли несколько новых композиций. В любой момент в опциях игрок может переключаться между оригинальной и современной звуковой дорожкой. Всё это великолепие впервые можно услышать в формате 7.1. Ощутимо ускорились загрузки (во времена PlayStation 2 порой приходилось ждать вечность), а также появилось автоматическое сохранение при переходе из одной локации в другую.

Впрочем, есть в игре и достаточно серьёзные проблемы, перекочевавшие в неё из оригинала. Одна из них – совершенно невыносимая игровая камера. Ведёт она себя совершенно непредсказуемо, из-за чего порой может провалиться в стену или упереться в голову персонажа, лишая игрока возможности видеть поле боя в разгар битвы. Сложнее всего камере приходится в узких и тесных подземельях, из которых игра состоит на 60%. Вторая проблема – отсутствие возможности настройки яркости изображения. Да, я понимаю, что можно отрегулировать картинку непосредственно на телевизоре, но мне бы очень не хотелось каждый раз подстраивать технику индивидуально под эту игру. Третья проблема – серьёзная рассинхронизация мимики персонажей с их речью. Касается это лишь английской звуковой дорожки и случается не так часто, но осадочек неприятный остаётся. Четвёртая проблема – крайне маленькая дальность прорисовки. Похоже, что движок игры никто переписывать желанием не горел, оставив всё, как было в 2006 году. Поэтому некоторые объекты возникают из ниоткуда буквально в нескольких метрах от персонажей.

Плюсы:

  • В HD игра и сюжетные ролики стали выглядеть просто замечательно.
  • Великолепный дизайн персонажей вызывает искреннее уважение.
  • Невероятно комплексная боевая система, использующая гамбиты.
  • Система профессий вносит в игру дополнительное разнообразие.
  • Режим испытаний порадует самых закалённых в боях игроков.
  • Благодаря режиму ускорения гринд перестал быть утомительным.
  • Классическое и обновлённое музыкальное сопровождение в комплекте.
  • Просто великолепная работа актёров англоязычной озвучки.
  • Огромное количество всевозможных мелких усовершенствований.

Минусы:

  • Сюжету не хватает присущей предыдущим играм романтики.
  • Спустя 10 лет в игру так и не завезли перевод на русский язык.
  • Игровая камера часто ведёт себя просто отвратительно.
  • Из оригинала перекочевали некоторые пережитки прошлого.
  • Очень тёмные и однообразные подземелья.

Final Fantasy XII: The Zodiac Age представляет собой монументальное произведение игрового искусства за авторством легендарного Ясуми Мацуно. Одна из самых комплексных боевых систем в истории японских ролевых игр, запоминающиеся персонажи, огромный игровой мир, наполненный приключениями, опасностями и секретами – всё это способно выдернуть вас из реальности на пару-тройку недель. Игра достаточно продолжительная, и если не прибегать к ускорению течения времени, то на прохождение у вас уйдёт не менее 60 часов. Если же вы вдруг захотите пройти игру на 100%, готовьтесь потратить более 150 часов своей жизни. И это будет с пользой проведённое время, ведь FF XII: The Zodiac Age подобна увлекательной книге, от которой крайне сложно оторваться. Ставлю игре 8 баллов из 10.

Источник: hi-news.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям