Я люблю сериал Доктор Кто – это видно по аватарке, а также по предыдущим моим материалам, написанным для этого сайта. И как у каждого увлеченного человека, достаточно глубоко копающего в интересную для него область, у меня накопилась определённая доля размышлизмов, которыми мне хотелось бы с вами поделиться. Не секрет, что из всей пятидесятилетней истории сериала (или тридцати восьми, если не считать период затянувшегося хиатуса) трудно найти две наиболее контрастные эпохи, чем ран Рассела Т. Дэвиса (далее – РТД) и Стивена Моффата и т.к эпоха последнего подходит к своему завершению, мне хотелось бы немного поговорить об их главных различиях и почему, на мой взгляд, история рассказанная Дэвисом, несмотря на наличие очевидных глупостей вроде пердящих инопланетян (в сериале называются Сливины), цепляет сильнее, чем закрученные в ленту Мёбиуса сюжеты Моффата.

Кстати, немного о Моффате — этот кучерявый шотландский *** испортил мне не только Доктора Кто, но ещё и Шерлока. Не подпускайте его к культовым франшизам.

С термином «дуга персонажа» вы так или иначе знакомы – обычно, когда говорят об этом, подразумевают сюжетную арку того или иного персонажа, но «дуга» понятие несколько более узкое. Дуга персонажа – это трансформация, через которую проходит герой от начала и до конца истории, а также эмоциональный или психологический рост героя в целом. Это не обязательно должен быть личностный рост, также может быть падение или вовсе его, героя, неизменность. Наиболее простым и понятным примером будет персонаж Диккенса скряга Эбинейзер Скрудж — в самом начале истории это чёрствый, жадный и мелочный человек, а в финале он изменяется в лучшую сторону. Пожалуй, стоит ещё упомянуть про субъективную (изменения в психологии, внутри персонажа) и объективной (изменения мира и условий вокруг персонажа, внешние). Этот абзац был важен для того, о чём будет сказано дальше.

«Аха-ха, я разрушу все культовые британские франшизы!»

***

В ране РТД Доктора представлен как личность, которая ввиду некоторых относительно недавних обстоятельств перестала получать настоящее удовольствие от жизни, поэтому по инерции делает то, что умеет лучше всего – летает туда-сюда по вселенной и влипает в неприятности. И обязательно делает это в Лондоне, ведь нет во вселенной места важнее, чем город на Темзе. В течение всех четырех сезонов, персонаж Доктора проходит личностный рост от странного инопланетного дядьки, до необычайно человечного и эмпатичного героя, который обрёл семью вдали от разрушенного дома, завершая всё это на высокой драматичной ноте. И тем не менее главным якорем для зрителя является вовсе не титульный герой, а его спутник – обычный человек, втянутый в водоворот чудес и опасностей в пространстве и времени, который тоже претерпевает трансформации и проходит через свою дугу на протяжении сериала.

И это важно, потому что благодаря этому создавалась очень положительная динамика внутри сериала, у которого, несмотря на вкрапления какой-то сюжетной арки, была вертикальная структура повествования – новая серия равно новая история и новое приключение. Практически каждая, даже самая незначительная и филлерная, серия создавала ощущение своей собственной важности – того, что ни одна история не была рассказана зря и являлась ступенькой к росту и раскрытию характера главных действующих лиц. Каждая история на что-то влияла. Персонажи проходили через субъективную дугу и эти изменения были заметны. Положительный эффект заключается в том, что благодаря такому подходу проще установить контакт с персонажами и эмоционально инвестироваться в происходящее. При этом откровенно лишних деталей и подробностей, которые не являлись неймдроппингом ради фансервиса и не работали бы при этом на основную идею, практически не было. Даже упомянутая абсурдная физиология Сливинов – и имела достаточно важную роль, хотя бы даже внутри своего эпизода. Из-за всего этого у многих, и у меня в том числе, до сих пор эпоха РТД (первые 4 сезона) воспринимается как что-то ламповое и уютное, даже несмотря на относительно низкий продакшен и слабое CG.

Моффат же работает по другой структуре – этот человек не заинтересован в том, чтобы его герои проходили через «дугу» или какие-либо другие метаморфозы. Он делает акцент на абсурдных, безумных концепциях, (вроде живого космического корабля или точки в которой сходится все времена и эпохи) или необычных историях (например закрученной и непоследовательной истории встреч с персонажем, важным для персонального будущего Доктора), а также выстраивании интриг относительно неизвестных деталей биографии из прошлого персонажей. Его герои, при этом, оставались практически такими же, какими были в начале пути, менялись разве что декорации и окружение.

Такой подход тоже имеет право на существование и называется он “нейтральная” дуга. Это работает с центральным персонажем, если он достаточно сильный (а Доктор подходит под этот типаж), но когда такое происходит с потенциальным якорем – спутником, уже не получается проникнуться в достаточной мере для поддержания интереса. В основном из-за этого, к сожалению, даже очевидные филлеры, не становятся естественной частью нарратива, а так и остаются филлерами на пути к интересным эпизодам. Свое неумение работать с таким материалом Стивен умело маскирует накручивая градус интриги, но развязка зачастую не выдерживает возложенных на нее надежд и расстраивает. К тому же он очень любит размениваться на незначительные в контексте серии отсылки ради того, чтобы пара сотен-тысяч счастливчиков, смотревших всё, включая старую инкарнацию сериала, порадовались. Что нужнее, фансервис или раскрытие затрагиваемой темы? Видимо Моффат считает, что скорее первое, чем второе.

О чём нам это говорит?

а) Личность шоураннера и его сценарные навыки играют далеко не последнюю роль в жизни проекта;
б) Сериал застоялся и ему нужна встряска – к счастью, благодаря смене шоураннера и главного актера, сериалу точно обеспечено интересное и непредсказуемое будущее.

А вы что думаете относительно развития персонажей? Нужно ли оно вообще или интересная история важнее?

Источник: shazoo.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям