Чужой: Завет вышел настолько неоднозначным фильмом насколько это вообще возможно. Чаще всего встречались отзывы и рецензии в духе «кино понравилось, но что — то не так». Действительно, выходя с сеанса я продолжительное время не мог понять каким в итоге вышел для меня «Завет». В попытках постичь эту тайну, склонялся пару дней по чертогам своего разума, дабы в итоге составить, хотя бы субъективное мнение, но вместе с этим родилась идея организовать своего рода новую рубрику. В рамках «Spoiler Zone» предлагаю всем, посмотревшим данный фильм и просто заинтересованным, и что самое главное, не боящихся спойлеров людей, поучаствовать в обсуждении этого вопроса или просто прочитать сей материал и ничего более не делать.
История со съёмками «Чужой: Завет» такая же запутанная, как сюжет Прометея. Ридли Скотт, взяв паузу после «Бегущего по лезвию», вернулся к фантастике лишь в 2012, сняв вышеупомянутый «Прометей», после чего переключился на другие проекты. Спустя несколько лет затишья вдруг оказывается, что молодой режиссёр Нил Бломкамп выразил желание снять фильм про Чужих, пока Скотт трудится над другими фильмами и сериалами. Боссы из 20th Century Fox вроде как не против, но Ридли Скотт своё детище был не готов отдавать в чужие руки, поэтому свернул все проекты и заявил продюсерам, что будет снимать продолжение Прометея, которым и стал новый Чужой: Завет. Добавив, видимо, сгоряча, что снимет ещё 3 или 4 фильма про Чужого, но позже сменил свой тон и уже не столь уверенно заявлял о выходе ещё одного или максимум двух фильмах. По ходу съёмок сценарий переписывался несколько раз (о чём позже), а название успело смениться с Чужой: Потерянный рай на то, что мы можем лицезреть на постерах. Вообще, Ридли Скотт слишком много чего ненужного говорит, а чуть позже отказывается от своих слов или опровергает их. Ещё в 2014 режиссёр Прометея уверял, что никаких ксеноморфоф в Прометее 2 не будет, а то, что было в конце первой части всего лишь тварь, которая выжата как лимон и с ней покончено. Добавив ко всему прочему, что планирует развивать сюжет в сторону расы инженеров из первой части. Но не сложилось.
Кадр из фильма «Прометей»
Перейдём от неразберихи в стане съёмочной группы к непосредственно фильмам, которые вызывают не то приятные чувства ностальгии, не то рвотный рефлекс на подсознательном уровне. Так как Чужой: Завет является прямым продолжением Прометея, то без второго есть риск не понять, что происходит в новом фильме. Вся история по сути крутится вокруг андроида Дэвида (Майкл Фасбендер), а в центре фабулы стояла мысль о жизни и смерти, и той грани, за которой искусственный разум становится полноценным существом. Эту мысль Ридли Скотт бережно перенёс в Чужой: Завет, и даже смог её развить ещё больше. И от сюда начинают вытекать проблемы.
Режиссёр пытается усидеть на двух стульях сразу. Развивает события, что были в Прометее, при этом, пытаясь угодить фанатам Чужого, не отдаёт себе отчёт в том, что делает. Я видел такую структуру: нагоняется саспенс — Дэвид толкает монологи о божественности, высшей цели, превосходстве робота над человеком и рождении жизни — начинается боевик — снова монологи Дэвида — саспенс и так по кругу.
Пример 1: один из членов команды отходит, чтобы привести себя в порядок, и пока он этим занимается к нему подкрадывается неоморф и убивает — саспенс. Следом за этим, к неоморфу подходит Дэвид и пытается установить с ним связь, но пришедший Орам плевать хотел на эти разговоры и расстреливает тварь до смерти — боевик. Орам приказывает Дэвиду выложить всё начистоту что здесь происходит и тот отводит его в подвал, где рассказывает о своих экспериментах и попытках создать некое разумное существо — монологи. Затем отводит капитана ещё глубже под предлогом показать нечто важное и демонстрирует коконы с фейсхаггерами — саспенс. И так далее.
Команда корабля «Завет»
Отдельного разговора заслуживает команда. Неужели в космические экспедиции, а уж тем более для миссии по колонизации планеты, набирают одинаково глупых людей? Нет, определённо они знают, что делают, а всё, что происходит в фильме обычные условности. Но неужели нельзя сделать каждого хотя бы более сыкливыми, чем они есть. Зачем разделяться на неизвестной планете, зачем лезть и нюхать непонятного вида растения (или чтобы там ни было), в конце то концов, зачем вообще выходить без скафандров, даже там, где показатели лучше, чем на Земле? Зачем режиссёр специально делает из людей идиотов.
Из всей команды частичку рациональности проявляет одна лишь Дэниэлс, которая по итогу всё равно расстраивает своей уступчивостью. Протестует и высказывает Ораму своё несогласие, но выглядит это так:
— Я протестую против полёта на эту планету. Нужно держаться плана.
— Да мы только посмотрим.
— Я против.
— Ну ок. Я записал.
— Ну всё тогда, полетели.
Появление неоморфа на свет
Правильный страх и одновременно неописуемую глупость демонстрирует пилот, когда видит как из тела ещё одного члена экипажа вылупляется неоморф и не открывает дверь Карин. Первоначальное состояние можно понять, мол непонятная хрень лезет из мужика, лучше от сюда убраться — хорошо. Но дверь лучше закрыть, чтобы не вышла Карин (жена нового капитана Орама), сходить за винтовкой, вернуться, чтобы посмотреть как она умирает, зайти и поскользнуться на ровном месте — плохо. Если уж убегать, то не возвращаться, а, если возвращаться, то с полной уверенностью в себе и своих силах.
Пример 2: всю причинно — следственную связь с изменением курса на другую планету можно было преподнести иначе. Авария на корабле нужна была лишь для того, чтобы команду разбудил Уолтер (новый андроид на базе Дэвида). После починки авария не оказывает никакого влияния ни на корабль, ни на героев, а сцена с ремонтом вообще кажется лишней, не считая полученного сигнала в шлем пилота «Завета». Можно было бы развить тему дальше. После аварии произошла утечка топлива, нужна дозаправка или не хватает определённых деталей. Ищем ближайшую планету и о чудо! рядом с нами есть планета, пригодная для жизни, возможно там мы найдём что ищем. Или хотя бы что — то похожее, чтобы это не выглядело так:
— Непонятная планета от которой исходит непонятный сигнал. Хмм, а не полететь ли нам туда. Что с того, что у нас на борту живые люди и эмбрионы, важные для миссии. Плевать, можно рискнуть.
Кадр из фильма Чужой: Завет
Это не говоря о том, как один из «гениев» решил понюхать некие шишки, дабы в последствии заразиться.
Пример 3: сделайте на уровне сценария, чтобы он споткнулся хотя бы и упал лицом на эту заразу, резко вскочил и спросил у всех «ЧТО ЭТА ЗА ХРЕНЬ ТАКАЯ, КТО НИБУДЬ ЗНАЕТ?», с присущим испугом всем, кто тыкается носом в незнакомые формы жизни.
По итогу, всё, что связывает Чужой: Завет с Прометеем — интересно, а всё, что пытается казаться Чужим — скучно. Проблема тут в сценарии скорее всего, который переписывался несколько раз, как я писал выше. Сначала это должен был быть полноценный «Прометей 2» с развитием тех тем, что там поднимались, но потом решили — нафиг, давайте перепишем сценарий, чтобы ещё ксеноморфы там были и раз такое дело, то и фильм переименуем. Как раз интрига связанная с Прометеем удалась. Оказалось сюрпризом то, что Дэвид вскрыл тело Элизабет и ставил над ним эксперименты. Хотя, может только для меня это оказалось новостью, а некоторые сразу поняли что к чему. И в конце, проникший на корабль Дэвид наблюдает за ксеноморфом в действии и вместо того, чтобы наверняка убить двух оставшихся членов экипажа, позволяет им выжить, а Чужому умереть. Данная интрига так и осталось интригой, для меня во всяком случае. Глобально я понял замысел Дэвида, но вот этот локальный момент остался для меня загадкой.
Кадр из фильма Чужой: Завет
Прелесть фильма должна была быть в том, что он должен был угодить всем. Кто ждал «Прометей 2» — дождались, кто хотел Чужих — получили, но в итоге после просмотра чувствуешь себя режиссёром этого фильма и не понимаешь, что происходит, продолжая сидеть на двух стульях сразу.
Хотя во всей этой истории белым пятном является финал, который, пожалуй, самое интригующее и интересное из всего, что показали за 2 часа фильма. На продолжение хочется посмотреть, но не такое, каким оказался Чужой: Завет.
Источник: