Так уж сложилось, что тенденция независимых женщин все больше оккупирует современное культурное общество. Отсюда и ассоциации, появляющиеся на автомате. Мол, если женщина-режиссер снимает кино про женщин, то значит все будет крутиться вокруг их принципов, слов и действий. Но, на удивление, «Роковое искушение» Софии Копполы никак нельзя подписать под эти термины, поскольку на деле это самоироничная картина, в которой на первый план выходят желания, которыми живут три главные героини.
Работа Копполы — ремейк фильма Дона Сигела «Обманутый» и экранизация романа Томаса Куллинана. В оригинале роль раненного капрала, попадающего в настоящий малинник, сыграл Клинт Иствуд. Спасенный молодой конфедераткой, он оказывается в школе-интернате для девочек. Там семь девушек разных возрастов, три из которых, как мороженое на 40-градусной жаре, таят от его обаяния и с каждым днем все больше хотят оказаться поближе к нему. В новой версии Иствуда заменили на Колина Фаррелла, а трех вожделевших дамочек сыграли Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг.
Дочка прославленного Фрэнсиса Форда смело, без лишнего пафоса, начинает историю в спокойном лесу. С помощью непрекращающихся взрывов и клубов дыма, виднеющихся за деревьями, она прямолинейно обозначает, что идет война. Параллельно режиссер пытается возвести в абсолют банальную идею: настоящим чувствам и желанием не помешает даже агония войны. Не зря же девушки, живущие в постоянном стрессе из-за происходящего за окном, готовы почувствовать внутри себя теплоту, в то время как их армия готова сдаться без боя.
Несмотря на сильное трио актрис, воспринимать их по отдельности довольно трудно. Коппола в кои-то веки не стала уделять внимание историям своих героев, сосредоточившись на их слепых желаниях. Именно поэтому намного приятнее наблюдать за тем, как эти три талантливые женщины взаимодействуют друг с другом, пытаясь произвести впечатление на своего гостя. По отдельности они слишком вялые и неинтересные, но стоит им оказаться в одном кадре, как скачок напряжения делает все тайное явным. Тут найдется место и работе актрис над акцентом, походкой, жестами и прожигающими взглядами, среди которых хочется выделить Фаннинг — олицетворение сексуальности и притягательной надменности. Отсюда и сравнения с другой картиной Копполы — «Девственницами-самоубийцами», где тоже нашлось место жестокой красоте.
А вот герой Фаррелла, являющийся катализатором всего происходящего, тут слишком однобок, безэмоционален, а харизма у него и вовсе отсутствует. В отличии от того же Иствуда из оригинального фильма он служит скорее как дополнение, а не один из ключевых героев.
Правда, обвинять режиссера в пренебрежительном отношении совсем не хочется, поскольку в первую очередь все это — одна большая самоирония. Подслушивающие за дверью молодые девчонки, прихорашивающиеся для первого ужина с капралом за одним столом, и хвастающиеся своим участием в приготовлении яблочного пирога — это реверанс в сторону девушек, которые хотят выглядеть скромными милахами, думающими, что они очень тактично и незаметно обозначают, кто им интересен и что бы они хотели с ним сделать. Но при этом каждый мужчина сразу понимает, что происходит. Местами эта ирония украшена пастельными тонами, проработанными костюмами и педантичными локациями, что помогает картине размеренно и сдержанно рассказывать историю. Даже финальный акт, скатывающийся в бред сумасшедшего, который никак не вяжется со всем, что показывали до этого, не мешает получить свою долю эстетического удовольствия.
Наверняка «Роковое искушение» никогда не будет ассоциироваться с Копполой. Фильм вряд ли будут вспоминать, как нечто весомое в её карьере и уж точно не будут нарекать его лучшей работой женщины-режиссера. Но это определенно хороший фильм, с удобным 90-минутным хронометражем, от которого получат удовольствие представители обеих полов: девочки проникнутся утонченностью и нежностью, а сильная половина сможет заглянуть в тайный мир женских желаний.
Источник: