10 правил успешного блогера от Алексея Логинова
Советы основателя блога «Моя Италия».
Вдохновение – это миф
У каждого автора время от времени наступает момент, когда удается написать текст чуть ли не за полчаса. Некоторые считают, что подобное состояние можно вызвать искусственно. Однако на самом деле это лишь следствие грамотной подготовки. Когда несколько дней ты зациклен на одном и том же, мозг начинает быстрее обрабатывать информацию, структурируя ее, и предложения сами складываются в абзацы.
Запомните: рождение годного текста – это монотонная последовательность одних и тех же действий. Никакой магии в этом нет. Вдохновение – для слабаков. Нужно уметь писать про Игуаина на нелюбимую тему, будучи простуженным и даже пребывая в скверном расположении духа. Блогерство – это не удовольствие, а боль, страдания и сорванные дедлайны. Только при таком настрое все хорошее, что иногда происходит, будет приятным бонусом, который помогает в работе.
Информация ищет вас, а не вы ее
Как настроиться на нужную тему? Можно, конечно, начать гуглить, но это означает, что по заданному вопросу вы ничего не знаете и отчаянно пытаетесь наверстать упущенное. Или же вы вообще выдаете себя за того, кем не являетесь. Я предпочитаю другой подход. Нужно организовать свою жизнь так, чтобы вся необходимая информация сама доходила до тебя в том или ином виде. Через беседы с друзьями, радио, книги, фильмы, обрывки постов в Facebook. И даже через сны.
Главное тут – не напрягаться. Не нужно брать обязательство каждое утро прочитывать по три газеты и смотреть по пять тактических разборов. Во-первых, надорветесь. Во-вторых, в вашей голове будет каша. Если мне требуется профессиональное мнение по тому или иному вопросу, я обращаюсь к специалисту, который либо сам все растолкует, либо порекомендует правильный источник. На создание такой информационной сети у меня ушло более десяти лет. В результате один много знает про «Фиорентину», другой – про трансферы в «Роме», третий же – вообще лидер ультрас «Самбенедеттезе». А как заводить друзей – лучше всех объяснил Дейл Карнеги.
Как можно быстрее наберите объем текста
Для меня самое страшное – это пустой лист на экране монитора. Бррр… От одной мысли уже передергивает. Я не люблю писать, но обожаю править. Глядя на мерцающий курсор, можно по два часа придумывать название и анонс. Или того хуже – включить фильм «Восемь с половиной», главный герой которого только и занят тем, что ищет вдохновение или воображает, как гоняет хлыстом своих бывших. Это плохой метод, который в 99% случаев приводит к творческому тупику, что и показывает Феллини в конце.
Поэтому я вообще не думаю над названием. Даже если поставить его заранее, это лишь помешает импровизировать, очертит рамки, за которые потом сложно выйти. Поэтому обычно я пишу то, что первым приходит в голову, ведь потом это всегда можно поправить. Например, «Воспоминания погонщика резиновых уточек». Первая фраза? Известно множество стандартных способов – от цитаты до горки Шугермана. Однако если тратить на нее слишком много времени, исчезнет весь запал. Поэтому обычно я все тексты начинаю так: «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на …». Пирло, Тотти, Ланцафаме, скудетто «Интера» – нужное подчеркнуть. Потом я ставлю таймер на 15 минут и пишу все, что придет в голову по заданной теме. Здесь главное – скорость. Орфография и пунктуация вторичны. После звонка будильника я останавливаюсь и немедленно приступаю к правке. Полторы – две странички черновика у меня уже есть, и пустой А4 больше не раздражает. При этом я всегда особенно критично отношусь к тем мыслям, которые в первый момент выглядят уж слишком удачными. Скорее всего, именно они и не попадут в опубликованный вариант. Я спокойно перестраиваю предложения, проверяю тезисы, добавляю цитаты, убираю все ненужное. Потом повторяю последовательность действий столько раз, сколько требуется, чтобы отредактированный материал содержал не менее 8-10 тысяч символов. Больше все равно никто не прочитает.
Обычно на это уходит четыре-пять итераций. И главное – в самом конце не забыть стереть первое предложение из «Ста лет одиночества». На этом пока все. Не раньше чем через несколько часов я вернусь и перечитаю материал еще раз. А лучше вообще сделаю это на следующее утро. Легендарный итальянский журналист Джанни Брера рекомендовал писать пьяным, а редактировать трезвым. В этом что-то есть, но я последовал его совету лишь однажды. Получилось так себе – алкоголь только отвлекает и способствует генерации шуток, которые никому не кажутся смешными.
Уничтожайте прилагательные
«Если хочешь, чтобы стихотворение работало, избегай прилагательных и отдавай решительное предпочтение существительным, даже в ущерб глаголам. Представьте себе лист бумаги со стихотворным текстом. Если набросить на этот текст волшебную кисею, которая делает невидимыми глаголы и прилагательные, то потом, когда ее поднимешь, на бумаге все равно должно быть черно – от существительных». Совет Иосифа Бродского работает и для спортивных текстов. Когда встречаются «талантливый тренер», «мощный форвард», «перспективный вратарь» «преданные болельщики» и «универсальный хавбек», хочется застрелиться. Перед публикацией полезно проштудировать материал и вычеркнуть все эти слова-паразиты. А уж за два прилагательных подряд авторов вообще следует штрафовать.
Ностальгия – лучший товар
Все мужчины (ваша целевая аудитория), имеют претензию быть стариками. Они воображают, что на их лицах глубокие следы страстей заменяют отпечаток прожитых лет. Поэтому нет ничего лучше, чем дать возможность читателям почувствовать себя бывалыми и опытными. А вы помните тот самый матч «Фиорентины», когда Франческо Тольдо творил чудеса и «фиалки» выбили «Арсенал» из Лиги чемпионов? Все это накладывается на детские воспоминания о том, как они с друзьями прогуляли две математики, а потом пошли к однокласснику, у которого была спутниковая тарелка и приставка SegaMegaDrive-2. Клики вам обеспечены.
Придумайте систему знаков
Отдельная тема – рецензии на матчи, хотя сейчас и считается, что этот жанр умирает. Тем не менее во время ЧМ или ЧЕ интерес к таким текстам резко возрастает. По ходу трансляции я записываю абсолютно все, что происходит на поле: тактические перестроения, реплики и вздохи тренеров и комментаторов, реакцию журналистов, etc. Если игра содержательная, то исписываю 4-5 листов, которые потом расшифровываю. Для того чтобы поспевать за событиями, я придумал собственную систему сокращений, при этом часть знаков заимствовал из высшей математики. Например, 67’ AllΔ ! mp&→ 433 (Ber) означает, что, по мнению Джузеппе Бергоми, на 67-й минуте матча Массимилиано Аллегри заменил единственного треквартисту и перестроился на схему 4-3-3. Или вот еще: 7’ Con → Bon ↑ dif 10 m (Ant) – на седьмой минуте Алессандро Антинелли сообщил, что Антонио Конте приказал Леонардо Бонуччи поднять линию обороны «адзурри» на 10 метров.
Стиль важнее содержания
Любой бред можно вытянуть с помощью великого стиля. Достаточно почитать труды Луиджи Гарландо. Обратное – не верно. Даже если ваши выводы абсолютно точны, все впечатление испортят повторы, банальности, штампы и канцеляризмы. Поэтому никогда не жалейте времени на вычитку текста. Читайте его вслух снова и снова. Найдите того несчастного, который согласится потратить время и выделить те места, которые ему не понятны. Лучше, если он или она будет вообще не в теме. Для поиска нежелательных соседей в предложения использую вот эту программу. Также полезно проанализировать частотный словарь вашего творения. Если слово «полузащитник» встречается чаще трех раз, есть повод задуматься. В этом случае не обойтись без подбора синонимов.
Такие разные эксперты
Ваше мнение мало кого интересует, если вы не цитируете экспертов. Но всем подряд доверять нельзя. Составьте их рейтинг. Кто, когда, что сказал, и чем это закончилось. Обязательно учтите сложность прогнозируемости события. Не нужно быть мудрецом, чтобы предсказать, что после Евро-2016 Антонио Конте уйдет из сборной Италии. Гораздо круче было за полгода знать, что Андреа Страмаччони в «Интере» сменит именно Вальтер Мадзарри. В этом вопросе главное – не попасть под влияние авторитетов. Какой-нибудь чемпион мира 1982 года каждую неделю может выдавать взаимоисключающие прогнозы просто потому, что он сам себя считает источником информации. Зато скромный журналист, работающий по совместительству физиотерапевтом в маленьком пьемонтском городке, способен предвидеть будущие трансферы с вероятностью в 80%.
Два плана лучше одного. А три – лучше двух.
Вы наверняка в курсе, что людей не очень интересует спорт. Гораздо больше их волнуют деньги и власть. Поэтому писать в футбольных текстах исключительно про футбол – значит заранее ограничивать себя. Берите пример со Льва Толстого, у которого в «Войне и мире» разворачивается сразу несколько планов повествования – от описания жизни русского дворянства до весьма навязчивого авторского мнения о мировой истории. Как минимум стоит добавить в текст личный опыт или впечатления. Будет круто, если получится захватить метафизический уровень или хотя бы провести параллели с известными всем персонажами, например, политиками или героями фильмов.
Напишите ударную концовку
Гитлер жив. «Титаник» потопили русские хакеры. Вчера я встретил Элвиса в супермаркете. Берарди существует. «Ювентус» скоро спихнут с вершины. Подойдет любой вариант, даже шокирующий. Главное, чтобы он цеплял. Иногда можно весь текст доказывать одну точку зрения, а в конце озвучить прямо противоположную. Можно действовать тоньше и намекнуть, что вы думаете так-то и так-то, а не иначе. Только ни в коем случае не нужно последовательно излагать несколько разных точек зрения. У автора всегда должна быть позиция, и она должна быть понятна большинству читателей. Даже если она не до конца понятна самому автору.
***
Интересно почитать:
10 правил успешного блогера от Вадима Лукомского
Автор: Алексей Логинов
Фото: REUTERS/GIORGIO PEROTTINO, IBRAHEEM AL OMARI
Источник: