ЧР-2016: пары и женское одиночное катание

I have had recurring nightmares

That I was loved for who I am

And missed the opportunity

To be a better man

 

Я сделала эти строки о человеке, которого мучают кошмары о том, что его любили таким как он есть и он упустил возможность стать лучше (кстати, внимание, фигуристы, это любимые вами, Тарасовой да и мной тоже Muse), эпиграфом своего поста, потому что они отражают сразу несколько проблем фигурного катания. С одной стороны, в этих словах отражена сущность спорта в странах второго фигурнокатательного эшелона: в отсутствие конкуренции девушки и юноши теряют стимулы совершенствоваться и из года в год показывают примерно один и тот же технический набор, и в большинстве своем – примерно одинаковые не слишком выразительные программы (исключения вроде Ламбьеля, конечно, во все времена есть). В то же время эти строки – про не слишком порой адекватное прокатам судейство, которое склонно то раздавать авансы многообещающим молодым и дерзким, рискующим незаметно перейти в разряд вечно потенциальных и «вот в этом сезоне точно всех порву», то поддерживать чемпионов внушительной компонентной подушкой. Фамилии подставляйте сами.

А сейчас перейдем от абстракций к конкретным прокатам парников и девушек на прошедшем ЧР.

(Интересно взглянуть на женщину, проводившую жеребьевку, потому что почти все парники-мужчины очень выразительно на нее смотрят на фото) 

Пары

Ситуация с российским парным катанием является довольно неоднозначной. Олимпийские чемпионы в декрете, серебряные призеры – лечатся, готовят техническое оружие массового поражения…и снова лечатся. Перспективная молодежь постоянно теряет уровни в произвольной программе и не может показать свой максимум. Ветераны сцены все отчетливее смотрятся именно ветеранами и уже отправили ультра-си на заслуженный отдых из-за своих многочисленных травм. В ЮФГП царствуют российские юниоры, но пока они не конкуренты даже таким не блистающим взрослым.

Сначала немного о молодежи. Мишина и Мирзоев – редкая пара, в которой партнер может отсыпать артистизма всем своим коллегам по сборной, и у него еще останется. В Насте юниористая старательность пока еще слишком заметна, но зато она обладает неплохими прыжковыми способностями и ценным качеством вытаскивать почти любые выбросы. В этот раз выброс не покорился, партнерша упала, Влад поехал на прыжок и подвергся критике со стороны Максима Транькова и болельщиков, в связи с чем написал в одной из ФК-групп объяснительную. 

Оставлю за скобками взаимоотношения в паре (ЮФГП, во всяком случае, они им не помешали выиграть), заинтересовала меня фраза Владислава о том, что после ошибок в тренировочном прокате им включают музыку сначала. Как-то тревожно за такой подход, когда спортсмен не получает опыта вытаскивания программ, где завал пошел с первых элементов.

Бойкова и Козловский – еще одна очень симпатичная молодая пара с оправдывающей фамилию бойкой девочкой (шутка за триста – надеюсь, мальчик свою не оправдает). Пока не хочу раздавать авансы и реверансы, просто пожелаю отобраться на ЮЧМ (а все к тому и идет) и бить всех по юниорам дальше, когда Мишина-Мирзоев и Душкова-Бидар пойдут бороться с мэтрами.

Когда читаешь обсуждения парного катания, складывается впечатление, что заявить о равнодушии к паре Кавагути-Смирнов – это все равно, что признаться в том, что ты никогда не был в Третьяковке и читаешь только «Cosmopolitan». Нет, мне понравился «Манфред» на прошлой Капе вживую – но это было соединение удачной программы и набранной формы, позволявшей выкатывать конкурентоспособный контент. Сейчас, увы, там где многие видят хрустальность, я наблюдаю самые медленные в топе и около него вращения, слабые прыжковые и не слишком надежные, хотя и сложные поддержки. Думаю, ребята успешно состоятся вне спорта, но в нем они уже все сказали.

В споре за третье место между Астаховой-Рогоновым и Забияко-Энбертом душой я за первых, а головой за вторых. Обе пары удалось наблюдать вживую на Капе: Наталья и Александр проигрывают своей холодностью, Кристина и Леша – невычищенностью. Невычищенность кажется более критичным недостатком, тем более что все три года существования пары их преследуют потери уровней на самых разнообразных элементах. Увы, они закрепляют за собой имидж пары, которая может попасть на ЧЕ и ЧМ только как первые запасные. И да, верните красавице Кристине приличное платье для произвольной программы.

В споре за первое место между Тарасовой-Морозовым и Столбовой-Климовым я, и судя по свисту в трансляции, немалая часть зала была сегодня за первых. Ксюша и Федя – моя любимая пара, но тех компонентов, которые им поставили за грязный и далекий от чемпионского прокат, они не заслужили. Женя и Володя тоже на свои девятки с небольшим по произвольной не накатали, а потому должны были выигрывать за счет безупречной короткой. Боюсь, Столбову с Климовым могут опять щелкнуть по носу на одном из главных стартов, где они в последние годы – редкие гости, а Тарасова-Морозов снова растеряют едва набранную уверенность в собственных претензиях на топ.

Если говорить о программах Ксюши и Феди, то короткая понравилась больше произвольной, хотя стилистически модерн им ближе классики. Отвлекаясь от шедевра прошлого года, понимаешь, что в общем-то постановок подобного качества немного в мировом парном катании, где программы более всего подчинены именно исполнению элементов. К сожалению, стартов у ребят из-за пропуска половины сезона осталось не так много – а значит, не так много шансов дать постановкам засиять (и дать засиять золотым медалям у себя на груди).

Женщины

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — примерно так выглядит ситуация в российском женском ФК. И девочки бегут, прыгают 3-3 как в школу ходят (с) ТАТ, даже не претендуя на десятку, накатывают безумные контенты, выходят кататься больные и затейпированные… Но как быстро ты ни бежишь, иногда тебя настигает либо более шустрая соперница, либо взросление, либо собственный технический потолок.

Приятно, что даже у девочек, далеких от борьбы за пьедестал, есть свои фишки. У Алисы Лозко, помимо киношной красоты, это отличные качественные вращения. У Серафимы Саханович – каскад из флипов через ойлер. У Натальи Огорельцевой – 3Р+3Р, хотя в этот раз он и получил недокрут. Порадовало, что пару девочек выводил Владислав Сезганов – помню, что он совсем недавно сам участвовал в ЧР. Приятно, когда спортсмены становятся тренерами, а молодой тренер – это свежие решения и незашоренный взгляд.

Участниц ЧР можно поделить на несколько отрядов. Отряд ноунеймов – девочек, отбирающихся по этапам Кубка России и неизвестных широкой публике. Они уже вышли из юниорского возраста и безнадежно отстали от гонки вооружений, ближе к 20 годам обычно заканчивают и находят себя в чем-то помимо ФК. Часто приезжают из регионов.

Второй отряд – это голодные до побед юниорки, добирающие техникой там, где пока не могут получить в компонентах. Катаются обычно стабильно и чисто, поэтому активно занимают места в десятке и даже способны отсекать от пьедестала взрослых коллег (ну, тех, что старше года на 4).

Третий – основные претендентки на сборную, которые бьются между собой в группе смерти. Выходят на старт как на последний в жизни, после проката рыдают, целуют лед или бурно радуются, доводят тренеров и болельщиков до микроинфарктов – в общем, делают женский ЧР одним из самых драматичных событий года.

Отмечу также четвертый отряд Евгения Рукавицына в составе Алены Леоновой, Серафимы Саханович и Алисы Федичкиной. Первые две в силу своей известности на мировой арене и поросшей быльем успешности не могут попасть в группу ноунеймов, но и за высокие места биться уже (пока?) не способны. Алиса, еще в прошлом сезоне относившаяся к отряду юных убийц, в этом году была вынуждена ездить по этапам Кубка и красотой пока поражает больше, чем контентом.

Из второго отряда самой успешной стала Алина Загитова, отпрыгавшая все прыжки во второй половине, отвращавшаяся на четвертые уровни, наполнившая связками каждый квадратный метр катка – и все это с милой маньячной улыбкой. По-хорошему она должна была занимать место Цурской с прошлого ЧР (четвертое), существенно проиграв в компонентах взрослым товаркам. Катание Алины выглядело едва ли не самым юниорским на Чемпионате, и никаких 70 баллов в компонентах по произвольной там пока нет.

По-прежнему хорошее впечатление оставляет Настя Губанова с не по годам женственным катанием и довольно осмысленными и приятными программами, о которых говорят чаще, чем о контенте, а он у нее, между тем, довольно сильный. Побеждать по юниоркам ей мешает отсутствие приближенной к максимуму стабильности, которой славятся девочки ее возраста.

Станиславе Константиновой, как и ее одногруппнику, досталась музыка из «Цирка дю Солей», но, к счастью, с программой ей повезло больше. Оценки удивили: на балл больше в компонентах по произвольной (полбалла в короткой) чем у более выразительной (и если говорить о понятиях – более авторитетной на международной арене) Губановой, и сходу преодоленный рубеж в 200 баллов.

Хорошо, что я была равнодушна к всеобщей юниорской любимице Маше Сотсковой, еще когда она в модных платьях и интеллигентных программах ходила пешком между сложными прыжками в младые годы. Я уважала ее за нервы и характер, когда она осталась одна на ЮЧМ и выдержала свалившуюся на нее ответственность, но ее катание никогда не вызывало у меня интереса, поэтому когнитивного диссонанса и необходимости выбирать между былой симпатией и непринятием завышенных оценок у меня не случилось. Для меня очевидно, что Маша должна была остаться за Аней, прилично уступив ей в компонентах —  в первую очередь, в скольжении и интерпретации. Причем в короткой разрыв составил полтора балла в пользу Погорилой, а в произвольной – всего 0,75. Этого, а также более строгого судейства в технике по отношению к одной из спортсменок, оказалось достаточно, чтобы обеспечить нужный разрыв в пользу того, кого надо.

Лена Радионова собралась на лучшие прокаты в сезоне, но этого оказалось недостаточно для борьбы за тройку. В ее случать списать неудачу на происки соперниц нельзя: этот год у Лены проходит особенно тяжело, и слова Инны Гончаренко из последнего интервью про «жалеет себя» это подтверждают. Увы, жалеть себя в сборной России нельзя: сзади подпирают те, кому это чувство незнакомо. Лично мне грустно, что шанс увидеть отличную короткую программу Лены на главных стартах стремится к нулю, но это те самые издержки слишком высокой конкуренции, выбрасывающей всех дрогнувших с парохода современности.

Лиза Туктамышева достала из сундука сразу две свои программы, а также шедшие к ним в комплекте, мягко говоря, спорные платья. Лиза, впрочем, берет не платьями, а отличной прыжковой техникой, но и она ее подвела: контент сам по себе был не очень конкуретноспособным, а позволить себе падение на этом ЧР не мог никто, кроме Медведевой. 

Женя оказалась в космосе еще в короткой программе, поэтому в произвольной могла бы позволить себе остаться без элемента, а то и без двух. Вместо этого Женя повесила судейские шаблоны и компьютеры каскадом 3-3-3 и получила очередные 150+. Видела комментарии про то, что это неэтично по отношению к соперницам, спорту и черт знает еще чему. А, ну и «попробовала бы она сделать это в мечети на ЧЕ или ЧМ». Видимо, этично – это делать бабочки и каскады 3+2, зато в рамках правил. А уместен этот фокус с запрещенным элементом как раз на домашнем чемпионате, где над тобой нет медального плана, квот, имиджа стороны и других чужих ожиданий, а на кону только собственные результат и репутация.

ЧР оказался, как обычно, небесспорным по результатам, но интересным и интригующим. Порадуемся тому, что в отличие от парниц и одиночниц, нам не залезать в поддержки и не прыгать каскады, а значит, можно съесть на новогоднем столе по ложечке оливье за всех любимиц и любимчиков. Ждем Европу!

 

Фотографии Павла Табарчука отсюда: https://vk.com/albums-107260904

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям