Девочки в женском теле. Размышления о будущих чемпионках и путях развития девичьего ФК

Физиология решает все

Прежде, чем заглядывать в будущее женского одиночного ФК, давайте попытаемся дать ответ на вопрос, почему в последние годы взрослым чемпионкам стало трудно долго удерживаться на вершине «фигурнокатательного» олимпа?

На мой взгляд, объяснение довольно простое и лежит в плоскости физиологии. Как правило, после окончания периода роста начинается другой период – формирование «взрослой» фигуры, т.е. другими словами рост, в первую очередь, костей таза и плечевого пояса вширь. Естественно, при сохранении того же роста девушка становится крупнее и тяжелее даже в том случае, если процент жира ей удается «удержать» на подростковом уровне. По существу, после окончания процесса формирования фигуры, взрослая фигуристка, в отличие от себя же в юниорском возрасте, вынуждена прыгать не только с большей массой тела, но и с более «объемной» фигурой, что тоже вызывает дополнительные трудности. Поэтому юниорки, как правило, имеют преимущество в стабильности прыжков перед взрослыми фигуристками.

В отличие от прошлых лет, когда прыжковый контент не был таким сложным, сейчас у взрослых фигуристок, претендующих на самые высокие места на главных турнирах сезона, не остается запаса прыжковой прочности. Они вынуждены на соревнованиях исполнять прыжковый контент, который по своей сложности находится на пределе их физиологических возможностей, т.е. по сути, на каждом турнире выдавать свой технический и/или функциональный максимум. Вот здесь мы и подходим к главной проблеме взрослых фигуристок – отсутствию запаса прочности. К чему это приводит? Это приводит к тому, что на каждом соревновании взрослые фигуристки обязаны пребывать в очень хорошей физической форме. Малейшая потеря формы (болезнь, перетренированность, недотренированность, нарушение режима, проблемы акклиматизации и т.д. и т.п.), как правило, немедленно отражается на результатах соревнований. Самые подготовленные юниорки и фигуристки-новисы находятся в более выгодном положении. Почему? Да потому, что соревновательный прыжковый контент им исполнять гораздо легче. У них есть запас и на тренировках они изучают более сложные модификации элементов, которые по тем или иным соображениям далеко не всегда включаются в соревновательные программы. Т.е. даже, если юная фигуристка подошла к конкретному турниру в неидеальной физической форме, она, во многих случаях, способна исполнить свой турнирный контент без особой потери качества, а на пике формы исполнить этот же контент легко и непринужденно.

Вот, собственно, эти рассуждения и легли в основу прогноза перспектив борьбы нынешних сильнейших юниорок со взрослыми фигуристками за право представлять Россию в фигурном катании на предстоящей в следующем году олимпиаде.

Итак, что показали последние турниры, в которых участвовали возможные претендентки на поездку в Пхеньчан? А показали они, в общем-то, то, что и ожидалось: пока взрослые героически и с разной степенью успешности «вытаскивали» прыжки, особенно в ПП, их более юные конкурентки штурмовали все новые и новые «технические высоты». Сразу оговорюсь, что все написанное выше касается всех фигуристок, кроме Евгении Медведевой. О ней речь пойдет отдельно. Думаю, что не открою Америку через форточку, если рискну предположить, что борьба за место в сборной развернется между всеми остальными кандидатами, а она уже это место себе обеспечила. Помешать ей может только какой-то совершенно неожиданный и грандиозный провал.

Итак, кто же основные действующие лица в борьбе за поездку на олимпиаду в составе сборной?

На мой взгляд, можно ограничиться списком из 8 фигуристок:

— взрослые – Евгения Медведева, Анна Погорилая, Мария Сотскова, Елена Радионова, Елизавета Туктамышева;

— юниорки – Алина Загитова, Полина Цурская, Станислава Константинова.

Что касается двух олимпийских чемпионок – Аделины Сотниковой и Юлии Липницкой, то, думаю, им предоставят шанс поучаствовать в этой борьбе, если они к началу следующего сезона подойдут в хорошем состоянии, но пока сказать что-то определенное о их перспективах довольно сложно.

Сначала о Елизавете Туктамышевой.

Техника большинства прыжков Елизаветы считается образцовой. Кроме того, у нее, наконец-то, появился хореографически сильный и конкурентоспособный вариант короткой программы. Все это, конечно, прекрасно и замечательно, но, по сути, перечеркивается тем, что Елизавета никак не может набрать такую физическую форму, которая бы позволила ей воплотить ее технический потенциал в турнирный результат. У нее отсутствует запас функциональной прочности и, если она по каким-то причинам подходит к соревнованиям в не лучшем состоянии, это немедленно отражается на ее катании. Яркий пример – прокат ПП во время универсиады, когда она не смогла справиться с трудности акклиматизации в условиях высокогорья и прыжки попросту провалила

И второй негативный момент. Елизавета регулярно срывает те прыжки, во время исполнения которых что-то пошло «не так». Отсюда различные «необъяснимые» косяки. То третий прыжок в каскаде «потеряет», то «бабочку» на любимом дупеле «запустит», а то и вовсе упадет там, где, вроде бы и падать не должна. И это тоже показатель недостаточной готовности, как физической, так и психологической. Парадоксально, но ее подводят прыжки, хотя, казалось бы, благодаря именно им, Елизавета должна побеждать

Если резюмировать, то олимпийские перспективы Елизаветы Туктамышевой напрямую зависят от того насколько хорошо она подготовится в межсезонье. Пока, увы, мой прогноз достаточно пессимистичный. Елизавете, на мой взгляд, не хватает, в первую очередь, ловкости, а развивать это качество во взрослом возрасте ой как не просто.

Елена Радионова.

Лене придется по-настоящему трудно в борьбе за место в олимпийской сборной. У нее все еще продолжается формирование взрослой фигуры. И в такой ситуации прыгать особенно тяжело. Лена известна своими бойцовскими качествами и умением «вытаскивать» прыжки. Но для поездки в Пхеньчан этого может оказаться недостаточно…

Мария Сотскова.

После перехода к Елене Буяновой Мария прибавила в скольжении. Ей также максимально «замаскировали» ее медленный конек и этот ее недостаток теперь не так бросается в глаза. Это очевидные «плюсы». Однако, появившиеся «минусы» настораживают. В последних прокатах у Марии стали системно появляться недокруты. Там, где тонко, там и рвется. Если, по словам самой Маши, ей на тренировках еще удается докручивать, то в условиях турнирной борьбы физических кондиций ей уже не хватает. Боюсь, что прокаты со всеми докрученными тройными – это ее функциональный «потолок», который она может достичь только при очень серьезной физической подготовке. Запаса в этом аспекте у Марии нет. Поэтому любой спад формы отразится галочками в судейских протоколах. И ей, при условии, что ее физическая подготовка останется на текущем уровне, будет очень непросто претендовать на место в олимпийской сборной.

Анна Погорилая

Если не считать действующую чемпионку мира, то из остальных взрослых фигуристок ее шансы выглядят предпочтительнее. И объясняется это, в первую очередь тем, что от природы Аня физически более сильная и выносливая спортсменка, чем ее основные «взрослые» конкурентки. Она способна сформировать определенный запас прыжковой прочности и справиться с прыжками даже в том случае, если будет находиться не в самой лучшей физической форме. Также в пользу Ани то обстоятельство, что она уже успела пройти период формирования взрослой фигуры и стабилизировать «постпубертатную» прыжковую технику.

Алина Загитова.

Чтобы всерьез претендовать на поездку в Пхеньчан, Алине необходимо было показывать технически выдающиеся прокаты сразу на нескольких турнирах подряд. И она с этой задачей справилась. Продемонстрировав прыжковую стабильность на важнейших турнирах сезона, Алина доказала, что на нее можно всецело положиться. Если так будет продолжаться и дальше, то уверен, Алина станет выбором №2 (после Евгении Медведевой) для федерации, особенно, если к новому сезону ей поставят новые, более сильные с хореографической точки зрения, программы. При подготовке к текущему сезону тренерам Алины пришлось выбирать, что именно форсировать — прыжковую или хореографическую подготовку. На все сразу банально не хватало времени. Упор был сделан на прыжки и эта ставка себя оправдала. Однако, в плане пластики и танцевальных движений Алина не менее способная девушка. И в случае, если Алине поставят удачные и удобные для нее программы, уверен, Алина сможет раскрыться и с другой стороны, как фигуристка, обладающая мягкой «кошачьей» пластикой. В этом отношении не могу не согласиться с мнением Кудрявцева о высоком хореографическом потенциале Алины

http://rsport.ru/figure_skating/20161226/1114276624.html

Если резюмировать, то шансы Алины пробиться в олимпийскую сборную, на мой взгляд, выше, чем у кого-либо другого, кроме Евгении Медведевой.

Полина Цурская.

На первенстве России Полина продемонстрировала высокий общий уровень катания, но, к сожалению, после травмы потеряла в качестве и стабильности прыжков. Ее перспективы попадания в олимпийскую сборную во многом зависят от ее здоровья. Серьезная травма и перенесенная операция не могут остаться абсолютно без последствий. При благоприятном развитии событий у Полины будут реальные шансы поехать на олимпиаду. Но есть и еще одно «но». Полину в любой момент могут захлестнуть трудности пубертатного периода.

Станислава Константинова.

Как и у Елены Радионовой, у Станиславы в настоящий момент продолжается процесс формирования взрослой фигуры. Пока что Станислава справляется с прыжками, хотя у нее довольно часто бывают сбои. Судя по тем компонентам, которые Станислава получает на внутрироссийских турнирах, она, безусловно, пользуется поддержкой и в федерации на нее рассчитывают. У Станиславы есть определенные шансы поехать на олимпиаду, но ей будет нелегко что-то противопоставить авторитету Анны Погорилой и техническому мастерству Алины Загитовой.

Теперь о Евгении Медведевой

В начале поста, когда сравнивал возможности взрослых фигуристок и юниорок, уже писал, что все, что там написано, не имеет никакого отношения к Евгении Медведевой. Почему? Потому, что Евгения – это особый случай, когда взрослая фигуристка сохраняет все достоинства юниорки. По существу, Евгения Медведева – это взрослая фигуристка и юниорка одновременно. Я бы сказал, что Женя – это девочка в женском теле. И, наверное, такой тип физиологии – это тот эталон, который обеспечивает фигуристке большое преимущество над соперницами. По существу, Евгения Медведева – это чемпионка из будущего, обладающая такой конституцией, которая позволяет ей внешне выглядеть как девочка, при этом по факту являясь вполне сформировавшейся девушкой. Этакая сформировавшиеся девушки-барби или Сейлор Мун воплоти

Японцы, известные своим чутьем на девушек-барби, подготовили презентационный ролик для другой российской фигуристки Екатерины Кураковой.

Не исключено, что ее физиологическое развитие тоже пойдет по такому же пути, как и у Жени. Кстати, теоретически Катя еще не потеряла шансы отобраться во взрослую сборную на олимпиаду. Она неплохо выступила на первенстве. Но вряд ли на нее сейчас рассчитывают. Пока ее время еще не пришло. Однако у нее есть неплохая возможность пробиться на следующий сезон в юниорскую сборную на этапы ЮГП.

Если говорить о физиологии, то нельзя не вспомнить о генетике, которая эту физиологию определяет. Очень желательно, чтобы в роду у фигуристки, претендующей на чемпионство, были спортсмены из тех дисциплин, в которых для победы требуется хорошее сложение и отсутствие лишнего веса, в идеале — фигуристы. Евгения Медведева – потомственная фигуристка. И думаю, это уже тот случай, когда полезные для фигурного катания физиологические особенности закрепились на генетическом уровне. Похвастаться спортивной генетикой может и Алина Загитова, ее отец – хоккеист.

Однако, чтобы быть чемпионкой, одной хорошей физиологии недостаточно. Нужно еще очень хотеть этого и делать все возможное, чтобы добиться своей цели. Алина мечтает добиться высоких результатов в фигурном катании с 7 лет, а в 12 она решилась на поступок, который определил ее будущий успех. Вот, что об этом рассказывает Алина в своем «аске»

http://ask.fm/BlackSwanAlina/answers/138868318702

«Я хотела к ЭГ с 7 лет но мы никак не решались, и решились только в 12 лет .Я пошла к ЭГ потому, что она сильный и хорошей тренер, она очень женственная и требовательная, за что я её сильно люблю, у неё можно добиться высоких результатов».

Алина – это фигуристка, которая точно знает, чего хочет, знает, что для этого нужно сделать и целеустремленно движется к поставленной цели. И вполне вероятно, что ей покорятся самые высокие в фигурном катании вершины.

По существу, Алина потенциально самая опасная соперница для Евгении Медведевой и это соперничество только подхлестывает Женю еще больше. Вот что думает о соперничестве Алины Загитовой и Евгении Медведевой эксперт канала «Лед тронулся»

И, наверное, это мнение не так уж далеко от истины

 

Теперь о том в каком направлении пойдет развитие девичьего одиночного катания

Чтобы правильно представлять куда движется девичье одиночное ФК, нужно ясно понимать кто его «двигает». И здесь я бы хотел выделить несколько школ и тренеров, которых лично я считаю прогрессивными. На мой взгляд, развития женского ФК на сегодняшний день определяется на юниорском уровне острым соперничеством пяти московских школ:

  • «Самбо-70», отделение «Хрустальный», группа Этери Тутберидзе
  • «Снежные барсы»
  • ЦСКА, группа Сергея Давыдова
  • «Москвич»
  • УОР №4
  • Во всех этих школах стремятся создать атмосферу внутренней конкуренции на высоком уровне между девушками (девочками) примерно одного и того же возраста. Наиболее преуспели в этом Этери Тутберидзе и Светлана Панова. Пользователи интернета уже окрестили такую систему «конвейром», вкладывая в это слово некий негативный оттенок. А зря. Система внутреннего соперничества в рамках одной группы дает сильный стимул к совершенствованию юных фигуристок и на сегодняшний день является самой эффективной. Недавние московские юниорские турниры показали, что уровень мастерства фигуристок уже такой, что для победы нужно демонстрировать не только чистые прокаты, но и запредельную техническую сложность. Причем только в одной Москве юниорок и новисов 2002-2005 г.р. высокого уровня подготовки уже наберется более двух десятков. Все это стимулирует наращивание как технической, так и хореографической сложности программ. Сильнейшие российские юниорки и новисы уже технически во многом превосходят своих «взрослых» коллег и именно они по факту задают направление развития прогресса в девичьем одиночном катании.

    С тех пор как Даша Паненкова впервые прыгнула каскад 3Lz(риппон)3T(риппон) на соревнованиях «инициатива» в освоении новых те6хнически более сложных элементов полностью перешла к юниоркам и новисам. И сейчас именно они определяют основные тенденции развития девичьего одиночного ФК. Итак, какие же это тенденции?

    1. Разнообразные модификации прыжков. Это прыжки как с тано и риппонами, так и без них. В ближайшее здесь будет царить максимальное разнообразие. Кто-то будет стремиться ко всем прыжкам с «руками наверх», а кто-то будет максимально комбинировать и варьировать разные вариации прыжков в своих программах. Единого шаблона в обозримом будущем не предвидится.

    2. Перенос прыжков во вторую часть программы. В произвольной программе будут встречаться различные схемы распределения прыжков от 3-4 до 0-7, хотя 2-5 все-таки пока что останется наиболее популярной

    3. Максимальное разнообразие различных разновидностей ойлерных каскадов, включая каскады, в которых тройной флип исполняется последним прыжком. Такие каскады на соревнованиях исполняют Серафима Саханович (3F1Lo3F), Виктория Васильева (2A1Lo3F), Валерия Михайлова (2A1Lo3F), на тренировках прыгает Полина Цурская (3Lz1Lo3F), рассматривает возможность включения в турнирные прокаты и Дарья Паненкова (3Lz1Lo3F) https://ask.fm/id19568431/answers/139218314460

    4. Сильнейшие фигуристки постепенно начнут заменять в каскадах тулуп на риттбергер

    Тем более, что таким сложным каскадом, как 3Lz3Lo уже владеет, правда с разной степенью успешности, достаточно много фигуристок. Это и девушки из группы Тутберидзе: Евгения Медведева, Алина Загитова, Александра Трусова, Анна Щербакова, Дарья Паненкова, Полина Цурская

    https://ask.fm/id19568431/answers/139730656732

    Виктория Васильева

    Анастасия Губанова, Анастасия Тараканова (пробовала на первенстве Москвы младшего возраста, правда неудачно)

    Александра Трусова владеет еще более сложной модификацией этого каскада 3Lz(риппон)3Lo,

    которую она исполнила возможно первой в мире на официальных соревнованиях

    5. Еще более усложнятся заходы на прыжки и выезды из них

    6. Станут еще более популярны выезды из прыжков во вращения

    7. Появятся фигуристки способные, не опуская вторую ногу на выезде из прыжка, исполнять серию сложных шагов ил нешаговых связующих

    8. Все чаще будут предприниматься попытки освоить триксель и квад. И, на мой взгляд, в освоении трикселя возможен прогресс. Анастасия Гулякова уже исполняла на тренировках докрученный триксель

    Пробовала на показательных исполнить триксель и Александра Трусова, правда неудачно

    Даша Паненкова тоже разучивала триксель, а также четверной сальхов

    https://tulup.ru/news/677/Interview_with_Dariya_Panenkova_at_the_Moscow_Juniors_2017/

    Если искать среди девушек вероятных кандидатов на исполнение трикселя, то особенно я бы отметил природные данные Алены Косторной, которая на днях сразу после окончания первенства Москвы (старший возраст) перешла в группу к Этери Тутберидзе. Она по оценке пользователя opty прыгнула двойной аксель на приведенном выше видео на высоту 40+/-1,5 см, что лишь на 2 см меньше высоты, на которую прыгает дупель Елизавета Туктамышева. И это притом, что Алена намного ниже Елизаветы ростом.

    Еще одна важная тенденция, которую стоит отметить – это улучшение хореографической подготовки фигуристок-новисов. Эта тенденция зародилась в группе Светланы Пановой и потихонечку распространяется на другие школы. Вопреки распространенному мнению, разрыв в уровне хореографической подготовки взрослых фигуристок и юниорок уже не так велик, как кажется, причем заметна тенденция к его дальнейшему сокращению. На видео мнение по этому поводу эксперта канала «Лед тронулся»

    Также хочу развенчать еще один миф, мол, юниорки – это «попрыгушки», которые, кроме прыжков ничего не умеют. Это неправда, среди юниорок и фигуристок-новисов есть совершенно разные девочки и у некоторых из них, как раз большая склонность к скольжению, чем к прыжкам. Все видели чудесные прокаты Насти Губановой и Алисы Федичкиной, но мне хотелось бы для иллюстрации привести видео недавнего проката ПП Анны Кузьменко, пока что еще относительно малоизвестной фигуристки из группы Светланы Пановой

    Этот красивый прокат иллюстрирует тенденцию, которая сложилась в группах прогрессивных тренеров, развивать навыки своих воспитанниц, учитывая их индивидуальные способности.

    Хотя первоочередное развитие навыков скольжения в узком смысле этого слова пока что не в тренде, но владению навыкам качественной работы коньком уже сейчас уделяется серьезное внимание. И эта тенденция только усилится в ближайшем будущем

     

    Источник: http://www.sports.ru/

    Добавить комментарий

    Навигация по записям