Герои «Шерлока» в спорте. Кто они?
Златан Ибрагимович, Йозеф Блаттер и даже Ольга Смородская.
Сериал «Шерлок» настолько велик, что останавливает даже спортивный интернет. Обсуждения китайских трансферов и АПЛ замирают ровно на час в неделю – все следят за приключениями Бенедикта Камбербэтча.
Василий Уткин как-то предположил: если бы премьеру «Шерлока» показывали на «Матч ТВ», то в студии бы сидел Дмитрий Булыкин, а в прямых включениях обсуждались бы шансы Мориарти. Под постом шутили, что новый формат оздоровил бы рейтинги канала, ведь, по информации The Guardian, в Великобритании даже рождественское обращение королевы смотрели меньше, чем премьерную серию четвертого сезона «Шесть Тэтчер» (7,7 против 8,1 миллиона просмотров).
Но спорт и самую экранизируемую книгу в мире объединяет не только большая аудитория и любовь Конан Дойла к футболу. Автор рассказов о Шерлоке Холмсе вместе с друзьями основал Portsmouth Association Football Club (предшественника «Портсмута») и играл там под чужим именем на позиции вратаря; а еще на английских сайтах можно найти настоящие исследования — почему Конан Дойл болеет за «Астон Виллу». Из доказательств — медицинские стажировки в Бирмингеме, дом недалеко от «Астон Парка» (1874-1976) и дружба с шотландским капитаном «Виллы» Джорджем Ремси.
«Нет ничего лучше свидетельства очевидца» («There is nothing like first hand evidence»), — говорил литературный Холмс. Значит, помещать портрет Конан Дойла на одну из растяжек «Вилла Парк» — уже поздно, а придумывать для героя Камбербэтча любимый клуб — слишком рано.
Зато можно найти много общего у персонажей сериала и людей из мира спорта.
Шерлок Холмс — Златан Ибрагимович
— Ты не получил смс от Джона?
— Я их стираю, как и все смс, начинающиеся со слова «Привет».
Немногие футболисты уровня Ибрагимовича в 34 года отказываются от предложений из Китая, плюхаются голышом в снег и проводят каникулы не на пляже, а в горах Азербайджана. Шерлок равнодушен к роскоши, отправляется в Букингемский дворец в одной простыне и дома у мисс Хадсон проводит опасные химические опыты. Ибра на это ответит: «Как и Балотелли, я тоже люблю фейерверки. Правда, я никогда не поджигал таким образом свой дом».
Героев роднит профессиональный аскетизм, раскрывающийся как самодостаточность. Думать лучше в одиночестве: чужие мысли раздражают Шерлока («Вы думаете. Это раздражает»), а чужие мнения — Златана, который о себе обычно говорит в третьем лице. Они не терпят пошлое окружение и хорошо подходят к образу высокоактивных социопатов: Шерлок придумал профессию «детектив-консультант», Ибрагимович — свои нескромные титулы («король», «легенда», «Златан Завоеватель») и сравнение с Иисусом.
За четыре года в Париже швед ни разу не побывал на Эйфелевой башне, а Шерлок не знает, что Земля вращается вокруг солнца. Зачем? Ведь их чертоги разума питаются куда более нестандартными знаниями, доводящими их уровень дедукции до максимума. Златан пользуется ею на футбольном поле: забивает через себя с центра поля, рубит ножницами, добавляет немного кунг-фу и других элементов, интересных для сайта Шерлока о методе дедукции.
«Андерсон, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!». Поменяйте Андерсона на Сержа Орье – и вы легко узнаете автора этого афоризма. «Мы встречались дважды, в общей сложности пять минут. Я вытащил пистолет, он пытался взорвать меня. Я ощутил, что между нами есть что-то особенное», — только Ибра в современном футболе может так спокойно говорить об опасности, оставаться крутым парнем и быть гением с характером тяжелее, чем подошвы бутс Винни Джонса.
«У меня нет друзей. Есть только один», — говорит Шерлок, а у Златана не так много приятелей среди других игроков. Однако за эгоизмом каждого из них порой просыпается не гениальный детектив и самовлюбленный футболист, а настоящий человек. Шерлок редко показывает, что он привязан к Ватсону, но зритель видит, как детектив спасает Ватсона в ночь Гая Фокса и нервничает во время речи шафера на свадьбе Джона и Мэри. А непослушный Ибра, играя еще за «ПСЖ», при счете 0:1 показал судье, что мяч не попадал сопернику в руку, и сделал 50 татуировок с именами голодающих детей.
Шерлока и Златана раздражает все простое, потому они и гении. Один спасает Великобританию от политической катастрофы — другой занимается тем же, только в АПЛ. «Не люблю легкую работу и простые цели, а вместо этого всегда сталкиваюсь с трудностями», — догадайтесь, кто это сказал?
Джон Ватсон — Леонид Слуцкий
— Я бывший солдат. Я убивал людей.
— Ты же был доктором!
— Бывали плохие дни.
Единственный друг Шерлока Холмса и бывший тренер ЦСКА похожи не только тем, что любят мягкие кресла. До того как стать известными, доктор Ватсон и Леонид Слуцкий пережили серьезные травмы: бывший тренер ЦСКА упал с дерева и только через год вернулся к жизни без процедур, а Ватсон, получив ранение в Афганистане, еще долго видел во сне кошмары и ходил с тростью.
Оба справились и через некоторое время занялись любимым делом, приносящим не только драйв, но и проблемы. К Джону постоянно липнет опасность — начиная с сожителя, хранящего расчлененку прямо в холодильнике, заканчивая женой и ее засекреченным прошлым. Это происходит потому, что ни Джон, ни Лео почти не умеют отказывать и часто попадают в истории, которые в любой момент могут закончиться Тулузой. Вот доктор и спит у себя в кабинете, потому что по ночам бегает по Лондону и помогает Шерлоку, а главный тренер ЦСКА — соглашается на сборную и везет ее во Францию.
Ватсон и Слуцкий — выдержанные и интеллигентные, при этом каждый из них может постоять за себя: Джон недавно вернулся с войны, а Слуцкому врач посоветовал расслабляться в боксерских перчатках. Ведь у каждого из них может накипеть: Ватсон не один раз отделал своего лучшего друга, а Слуцкий после «Скандала в Белгравии» погнался за вип-болельщиком ЦСКА.
Наверное, Ватсон никогда не станет гениальным сыщиком, Шерлок продолжит язвить над его рассуждениями (— Здесь мертвая женщина. / — Превосходный анализ. Но я думал, вы копнете поглубже), а мы — над заголовками в его прогрессивном блоге. Однако Джон умеет работать с фактами, не раз вытаскивает детектива из ловушек Мориарти и к четвертому сезону берется за анализ.
Похожее было и со Слуцким, которого посылали футболисты, фанаты неуважительно называли Леней и даже после трех чемпионств рисовали отвратительные баннеры. Но главный тренер прошел через все это и наконец избавился от тяжести русского футбола.
Джон уже добрался до Лондона. Скоро туда подтянется и Слуцкий.
Джим Мориарти — Жозе Моуринью
Каждой сказке нужен старый добрый злодей.
В сериале ВВС главное зло получилось слишком романтическим и очень впечатлило ту аудиторию, которая вряд ли догадывается, кто такой Жозе Моуринью. Если Шерлок — «детектив-консультант», Мориарти — «злодей-консультант». Их сложно считать антагонистами, это два непохожих лица одного человека — гениального, увлекающегося, но сумасшедшего. Это Джим и объясняет Шерлоку: «Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые — ты и я. Только ты скучный. Ты на стороне ангелов».
Моуринью и Златан очень близки, игрок даже говорил, что готов умереть за португальского тренера. Они встречались в «Интере», сейчас вместе в «Манчестер Юнайтед», часто говорят друг о друге в интервью, что делает связку футбольных Шерлока и Мориарти еще более крепкой – в сериале они разговаривают и пьют чай с молоком в доме не Бейкер-стрит.
Джим Мориарти и Жозе Моуринью — их имена созвучны, и оба — особенные; элегантные психи, почти не вызывающие простых эмоций. Жозе ненавидят фанаты «Барсы», презирают на домашних матчах «Арсенала» и освистывают на «Сантьяго Бернабеу», потому что он творит понятный лишь ему бардак, во время которого вспоминается «Я тебе сердце выжгу» от Мориарти.
Моуринью может ткнуть в глаз Тито Виланову, наброситься на Венгера и говорить, что у Роналду нет ни воспитания, ни уважения. Его шутки — специфичны: иногда удачные, но черные, как у Мориарти. Например, Жозе потроллил жену Рафаэля Бенитеса после слов о том, что испанец везде за ним «подчищает», и попросил обратить внимание на лишний вес ее мужа.
Во время матча «Барселона» – «Интер» португалец что-то советовал Хосепу Гвардиоле, когда тот выпускал Златана Ибрагимовича. Он говорит что думает, смеется над спящим журналистом и в любое время готов устроить Пороховой заговор. Жозе на пресс-конференции — это Джим Мориарти в суде присяжных, в ходе которого преступника оправдали.
Злодеи любят творить под музыку. У Мориарти на звонке стоит ободряющая Stayin’ Alive группы The Bee Gees, а его люди взламывают Тауэр и Пентонвиль под увертюру из «Сороки-воровки» Россини. В «МЮ» рассказали, что из машины Моуринью слышно хиты британок из Bananarama, а Robert De Niro’s Waiting, по словам Особенного, – одна из его любимых песен.
«Я такой непостоянный», – выцеживает Мориарти, а Шерлок и Ватсон уже плавают в лазерных точках. Моуринью – такой же, но у его непостоянства есть два оттенка. С одной стороны, тренер вечно ищет новые испытания и меняет чемпионаты ради новых головоломок. С другой – Жозе цинично избавился от Рауля, поругался с Касильясом, а через несколько лет после фразы «Я — синий» возглавил «Ман Юнайтед», сильно напугав Хуана Мату.
Остается дождаться возвращения Мориарти, ведь его футбольный друг уже в Англии, хоть и живет в Манчестере.
Майкрофт Холмс — Жорже Мендеш
— Детство вспомнилось. «Не умничай, Шерлок, здесь умный я».
— Да, я всегда был умнее.
— Я считал себя идиотом.
— Мы оба считали тебя идиотом.
Самый влиятельный человек Англии, спрятанный в тени. Так живут еще и футбольные агенты. Отталкиваясь от Златана в роли Шерлока – Майкрофтом мог бы стать Мино Райола — единственный, кто может послать шведа в задницу. Однако на роль старшего брата детектива нужен кто-то еще более властный — в дорогом костюме, на вертолете, с мощными рычагами давления и неограниченными ресурсами.
Главный человек в футбольном мире — это Жорже Мендеш. Он качественно представляет интересы больших игроков (Роналду, Хамеса, Ди Марии) и дружит с владельцами сильнейших клубов. У агента много общего с его главным клиентом, как у Шерлока и Майкрофта, ведь оба рационально используют интеллект и выбирают самые сложные дела. Если одни борются с опасными преступниками, другие — гоняются за «Золотыми мячами» и отказывают китайским клубам.
Джим Мориарти называет брата Шерлока холодным человеком («The Iceman» — в оригинале), таким же во время переговоров считают и Мендеша. Его агентской порядочностью восхищались Фергюсон и Анчелотти, а еще португалец ворвался в новые для себя условия и довел «Валенсию» до состояния «Динамо». «Майкрофт, пожалуйста, не начинай войну, пока я не добрался домой, а то я опять застряну в пробках», — слова Шерлока мог бы произнести кто-то из клиентов суперагента.
У Мендеша футбольный мозг размером с отступные Роналду, а Майкрофт выучил сербский всего за несколько часов. Оба умеют контролировать себя: англичанин ходит в клуб «Диоген», чтобы насладиться тишиной; Мендеш кормит журналистов трансферной тишиной, совершая выгодные для себя сделки.
Миссис Хадсон — Алекс Фергюсон
— Шерлок, что ты сделал с моим домом?
— С домом все в порядке, миссис Хадсон, если не считать мертвого серийного убийцу на втором этаже — хорошие новости для Лондона, плохие новости для вашего коврика.
Миссис Хадсон в сериале может показаться глуповатой, однако английская старушка знает гораздо больше, чем думают остальные. Первый эпизод второго сезона доказал, что хозяйка квартиры на Бейкер-стрит умеет хитрить — например, спрятать в декольте телефон, за которым пришел агент ЦРУ.
Она, как и сэр Алекс, – настоящее воплощение старой школы. Мисс Хадсон уже отошла от дел и теперь работает домохозяйкой: приглядывает не за таким большим домом, как «Манчестер Юнайтед», зато вспоминает веселое прошлое (жена казненного наркобарона и бывшая танцовщица), по-прежнему живет в удовольствие и может проехаться по Лондону на красном Aston Martin.
Живя рядом с Шерлоком, мисс Хадсон не перестает быть чувствительной и переживает за своих друзей, как и Фергюсон за «МЮ», где он успел увидеть философию Луи ван Гала и ее отсутствие у Дэвида Мойеса.
Молли Хупер — Майкл Кэррик
— Как ваше бедро?
— Ужасно! Но спасибо, что спросили.
— Я и похуже видела. Правда! Я в морге работаю.
Работа Кэррика проходит немного в других условиях, хотя центр полузащиты «Ман Юнайтед» — место не самое приятное, особенно до последнего времени. Как Молли Хупер любит Шерлока и безотказно помогает ему, так и Майкл с 2006 года рубится во всех турнирах за «МЮ». Он предан клубу, но при этом всегда остается где-то в стороне, а тренеры сборной Англии обычно игнорируют полузащитника.
Хотя Молли и Кэррик здорово выполняют свою работу и остаются профессионалами. Шерлок знает, насколько девушка-патологоанатом важна для него («Вы неправы. Я с вами считаюсь. Всегда считался и всегда вам доверял»), а сэр Алекс два года назад назвал Кэррика лучшим английским футболистом.
Ирен Адлер — Ева Карнейро
Вот мои требования. Я бы сказала, что это не образует дыру в национальном бюджете, но это будет ложью.
«Эта женщина» замешана в политических скандалах и умеет тонко манипулировать. Женский культ «Шерлока» — это Ирен Адлер, английского футбола — бывший врач «Челси» Ева Карнейро. Обе живут в Лондоне, работают со знаменитыми людьми и наверняка копят будоражащий компромат.
Неизвестно, совпадение ли это, но почти сразу после свидания с футбольной Адлер бедолага Мата ушел из «Челси», а бывший парень Евы жаловался, что она изменила ему с кем-то из футболистов: «Ей нравились богатые мужчины, а я ничего не мог с этим поделать».
Ирен Адлер заработала огромные деньги как раз на богатых мужчинах и научилась их шантажировать; тем временем про игроков «Челси» начали шутить, что они специально симулировали травмы. И кто же избавился от Евы Кранейро, когда она вместе с медицинским штабом выбежала на поле в конце матча при счете 2:2? Конечно, это был футбольный Мориарти.
Мэри Ватсон — Лэнс Армстронг
Лгунья! Лгунья! Лгунья!
Шерлок почти сразу понял, что будущая жена Джона что-то скрывает. Мэри засекретила свое прошлое, чтобы наладить семейную жизнь, родить дочь Рози и навсегда забыть свою опасную профессию. Обманывая Джона, она оставалась любящей женой и другом, которому не все равно, и пожертвовала своей жизнью ради спасения Шерлока и, соответственно, Джона.
Похожее происходило с главным спортсменом-обманщиком, использовавшим переливания крови, – Лэнсом Армстронгом. И разве многие скажут, что он не великий спортсмен, пусть и с очень колючим характером? Нелегитимный рекордсмен «Тур де Франс» победил рак, основал фонд по борьбе с этой болезнью и направил много денег на благотворительность.
Мэри и Лэнс с удовольствием остались бы наедине со своей тайной, но обстоятельства оказались сложнее. В итоге мир получил правду, Лэнс попрощался с титулами и богатыми спонсорами, а Мэри — с жизнью и самыми близкими людьми. Другого выхода у них не было: давили USADA и Трэвис Тайгарт, а Мэри выследил человек, который мечтал ее убить и слишком сильно оголил ее биографию.
Грегори Лестрейд — Луис Энрике
Шерлок Холмс — великий человек. И я думаю, что однажды при великом везении он станет и понятным.
Лестрейд — один из самых положительных персонажей сериала, который не скрывает: без Шерлока полиция Лондона не смогла бы спасать Британию от злодеев галактического уровня раз в несколько серий. Луис Энрике тоже надеется на магию самого талантливого футболиста в мире и не отрицает, что тому даже не нужно тренировать штрафные удары.
И каждый раз волшебники их выручают, благодаря чему Лестрейд и Энрике держатся на своих местах. Импрессионизм Месси уже который год маскирует тренерскую слабость Лучо, а Шерлок заставляет Англию верить, что «Скотланд-Ярд» все же на что-то способен. Поэтому инспектор и главный тренер «Барселоны» оберегают своих Шерлоков и держат их талант в комфортных условиях.
После побед, вытащенных аргентинцем, Энрике всегда говорит, что результат сделал Месси, и вместе со всем клубом старается больше его не обижать. Если кто-то скажет, будто Лео немного помогают партнеры, его будут считать не лучше Луиша Фигу, а тот, кто верит, что Шерлок сам подбрасывает трупы, виновато уйдет из полиции и организует фан-клуб детектива.
Филипп Андерсон — Андре Виллаш-Боаш
Шерлок: Да помолчите вы все! Ни звука, ни слова, ни единого вздоха! Я думаю! Андерсон, смотри в сторону — отвлекаешь!
Андерсон: Что? Мое лицо отвлекает?
Лестрейд: Всем замереть и тихо. Андерсон, отвернись.
После вымышленной смерти Шерлока перестал брить рыжую бороду. Точно так же поступил Андре Виллаш-Боаш, когда приехал умничать в чемпионат России. Хотя в чем-то герои оказались правы: бывший полицейский до конца не верил в смерть Шерлока, а португальский тренер выступал против лимита на легионеров. Однако теории Андерсона получались слишком бредовыми, а Боаш ныл про конец российского футбола, который наступил еще до его переезда в Петербург.
Ничего не меняется: Андерсон и Виллаш-Боаш были ассистентами — ими же и остались, ведь чемпионат Китая по уровню задач не особо отличается от фан-клуба «Пустой катафалк».
Джефф Хоуп — Вольфганг Пихлер
Я этих четверых не убивал, мистер Холмс. Я с ними поговорил, и они покончили с собой.
«Я старый сумасшедший человек, который в близких отношениях с ветром, дующим в лицо», — так думал неприятный дед-таксист в первом эпизоде сериала, но говорил похожий на него дед-биатлонист Вольфганг Пихлер.
Под руководством немецкого тренера женская сборная России почти не радовала, зато после возвращения в Европу разговорчивый Пихлер пожелал, чтобы наших спортсменов отстранили от Олимпийских игр. Он боролся с допингом в России и Беларуси сразу после отъезда из этих стран и всегда казался чудаковатым тренером со строгими методами работы и частой сменой настроения.
Поведение Пихлера вписывается в концепцию Джеффа Хоупа и его баночек: сначала он молчит, а потом подсовывает ту, что с ядом.
Генерал Шань — Ольга Смородская
— Два человека возвращаются из Китая. И оба прямиком в лавку со счастливыми кошками. Что они там увидели?
— Дело не в том, что увидели, а что привезли в своих чемоданах.
Китайская мафия под видом цирка привозила в Лондон украденные артефакты, а Ольга Смородская в «Локомотив» — Сенияда Ибричича и другие дорогие аксессуары. Дамы занимались контрабандой, но после провальных операций от них избавились. С генералом Шань разобрались люди Мориарти, а Смородская чуть облегчила паровоз отставкой в начале сезона-2016/17.
Чарльз Огастес Магнуссен — Ричард Макларен
Я со многими имел дело, мне попадались психопаты, террористы, серийные убийцы. Но внутри у меня все цепенеет лишь от Чальза Агустуса Магнуссена.
Шерлок называет его «Наполеоном шантажа», ведь у датского бизнесмена есть данные о «болевых точках» самых высокопоставленных людей, и хранит он их у себя в голове. Похожие методы и у канадца Ричарда Макларена: для русского спорта он гораздо опаснее, чем Магнус Карлсен для Сергея Карякина. Он может дискредитировать целые дисциплины и сотни наших спортсменов.
Магнуссен и Макларен — акулы, как говорит Шерлок: плывут медленно, бесстрастные и с мертвыми глазами. Канадец зачитал только две части доклада, а уже разбомбил всю спортивную систему России.
Вивиан Норбери — Йозеф Блаттер
У секретарш всегда ушки на макушке. Они знают буквально все.
Йозеф Блаттер был не просто секретарем, а генеральным секретарем ФИФА и пользовался этой должностью не хуже, чем Вивиан Норбери пистолетом, когда стреляла в Шерлока. Сначала кажется, что это милые старичок и старушка, но в четвертом сезоне «Шерлока» или после четвертого переизбрания Блаттера выясняется, что ради денег они готовы совершать преступления.
Так, швейцарский чиновник, по словам Платини, подставил президента УЕФА, организовал коррупционные карусели и близко сошелся с футбольной периферией, а пожилая секретарша леди Смолвуд продавала государственные тайны и предала спасательную группу Мэри. Из-за нее погибло много людей, зато вдова, страдающая алкогольной зависимостью, купила большой коттедж и продолжала вести игру.
Топовое фото: facebook.com//ZlatanIbrahimovic, Sherlock.BBCW
Источник: