Главная боль и серость российского футбола
Владислав Воронин делится страданиями.
Если бы я болел за «Томь», то этой зимой наверняка заблокировал бы все спортивные сайты – чтобы больше не видеть, не слышать и не читать обо всем кошмаре, который окружает команду.
Хроника падения «Томи» – это идеальный, концентрированный сборник всей невыносимой мрачности, что встречается в российском футболе.
Сначала выяснилось, что у клуба нет спонсора для покрытия всех затрат – и никто не признался в этом раньше глубокой осени. Футболистам – и это логично – перестали платить. Потом почти вся основа беспрепятственно разорвала контракты и разлетелась в разные стороны. Их сменила толпа молодежи из дубля – и хорошо еще, что обошлось без африканцев от агента Дмитрия Селюка, которые были готовы играть за еду. Как логическая точка – высказывание вице-губернатора Томской области и члена совета директоров «Томи» Чингиса Акатаева: «Нам не удалось найти равнозначную замену «Роснефти».
Здесь не будет нудных лекций и нравоучений о болезни системы, где любой клуб может рухнуть без крупного спонсора. И так понятно, что даже в 2017 году российский футбол живет по особым правилам – требовать от него чистоты, безубыточности и больших самостоятельных доходов сейчас невозможно. Важен сам момент раскаяния, публичное признание ужасной проблемы: если нет «Роснефти» или ее аналога – нет серьезного уровня. Но завершение этой мысли просто шокировало.
«Задача для «Томи» – играть в ФНЛ из расчета бюджета в 500 миллионов рублей. Удастся в этом сезоне выйти из зоны вылета – это хорошо, если нет, то мы трагедии из этого не делаем», – сказал Чингис Акатаев.
Эта цитата – памятник всей неповоротливости и неизобретательности российского футбола. То, что обычно тактично кроется за размытыми чиновничьими формулировками, здесь летит читателю в лоб – не как пуля, но как плевок. И дело даже не в том, что до финиша осталось 13 туров, а «Томь» уже сдалась – со своим нынешним составом она наверняка вылетела бы, даже если бы очень хотела остаться. Дело в том, что у клуба вообще нет плана. Он не понимает, зачем существует.
Попробуйте увидеть в этой фразе осмысленность. Зачем «Томи» ФНЛ с бюджетом 500 миллионов рублей? Сидеть в середине таблицы? Или снова выигрывать, стремиться наверх, а потом проваливаться в премьер-лиге, жалуясь на недостаток денег? Вам мало этих пустых возвращений, которые не дают вообще никакого результата? Болельщики не остаются на трибунах, клубы не зарабатывают, не происходит вообще ничего – сплошное болтание в воздухе, бессмысленное выживание.
«Томь», не видя разницы между ФНЛ и РФПЛ, бултыхается в болоте. У такого клуба стирается лицо, он становится просто строчкой в турнирной таблице, и все, что отличает его от других выживающих, – это географическая привязка, логотип, название и спонсор. Остальное – менеджеры, оправдания, проблемы, желания и цели – плюс-минус одинаковое. Одинаково серое.
«Томь» – команда без лица, ей нечего предложить людям. Все, чем она может похвастаться, укладывается в строчку из раздела «Бизнес» на официальном сайте: «Единственная команда премьер-лиги за Уралом».
На самом деле у этой размашистой фразы нет никакого культурного бэкграунда – она только дополняет слайд во время какой-нибудь презентации у потенциальных партнеров. «Томь» никогда не претендовала на то, чтобы ассоциироваться со всей территорией за Уралом – попробуйте вспомнить хоть одно яркое событие с ее участием, хоть один изящный ход. Для всех это беспорядочная команда-лифт, синоним беспросветной тоски.
Весной мы будем со скукой смотреть на команду, которой в целом ничего не надо. Абсолютно бесполезное зрелище – что для лиги, что для болельщиков (у «Томи» самая низкая посещаемость в чемпионате), что для адекватных спонсоров.
Весной 2012-го редакторы Sports.ru рассказывали, какой российский клуб они бы купили, если бы все деньги медиаиндустрии упали бы к ним в руки. Самым резонансным оказался вариант «Амкар» – чтобы на следующий день его закрыть».
Весь мир за пять лет изменился радикально, а российский футбол, судя по всему, остался каким был. Только закрыть теперь хочется «Томь».
Фото: РИА Новости/Яков Андреев
Источник: