Молодежь захватывает НХЛ
2016 год получился таким мрачным, что мог добить вашу веру и в человечество, и в спорт. Допинг в России, тренеры-педофилы в Англии, быдло-фанаты на Евро во Франции, авиакатастрофа в Бразилии – людям явно нужны новые доказательства того, что спорт – это по-прежнему круто и весело. Sports.ru запускает новогодний сериал, в котором наши лучшие авторы рассказывают о героях, за которых не стыдно.
Старики, подвиньтесь.
Вы помните, как молодежная сборная Северной Америки пошумела на Кубке мира. Хотя она не вышла в полуфинал из-за чумовой десятиминутки нашей сборной и психологического провала юнцов, все влюбились в красивый атакующий стиль американской молодежки, который напоминал о безбашенном хоккее, за который мы любим МЧМ.
Молодежный тренд виден и в нынешнем сезоне НХЛ. Лучший бомбардир лиги прямо сейчас – 19-летний Коннор Макдэвид, который фактически тащит весь «Эдмонтон». Лучшие российские игроки – уже не Малкин и Овечкин, а 23-летний Кучеров и парни чуть постарше – Тарасенко и Панарин. И наконец-то видна долгожданная смена лучшему российскому защитнику: 38-летнего Андрея Маркова готов подвинуть 19-летний Иван Проворов, который в дебютном сезоне пробился в первую пару «Филадельфии».
Главное слово НХЛ в 2016 году — скорость. Моду на нее задал Майк Салливан со своим «Питтсбургом», в котором все четыре пятерки поддерживали сумасшедший темп на протяжении всего матча. Скептики сначала были уверены, что эта команда сдуется к марту, потом ждали спада во втором раунде – а утихли только после победного финала. Марш «пингвинов» к Кубку Стэнли был столь впечатляющим, что половина команд лиги захотела создать свои «питтсбурги». Яркий пример этой моды – «Флорида», владелец которой уволил тренера Жерара Галлана за то, что тот придерживался силового хоккея старой школы, а фронт-офис хотел видеть техничную, скоростную команду. Но ведь чтобы команда бежала, она должна быть молодой.
Как видно на графике, за последние 15 лет количество молодых игроков (до 23 лет), которые набирали очки, увеличилось почти на треть.
Соответственно, увеличилось и количество набранных ими очков (результат укороченного сезона-2012/13 рассчитан на 82 игры).
Посчитаем долю голов, забитых молодыми игроками, в общем количестве голов лиги:
Как видно, сейчас она составляет рекордные за последние годы 25%. Это не предел — во времена Уэйна Гретцки молодежь забивала треть всех голов лиги. Но то было не имеющее аналогов поколение — если бы в Кубке Канады-84 участвовала североамериканская сборная до 23 лет, ее центрами были бы Гретцки, Марио Лемье, Марк Мессье и Стив Айзерман.
Эта цифра, как видно, взлетала и ближе к концу нулевых, но это было связано с появлением в лиге троицы Овечкин – Кросби – Малкин, от которой изначально ждали очень крутых показателей. Цифры нынешней лиги формируют парни, которые никогда не котировались высоко: 107-й номер драфта Джонни Годро, ушедший в конце шестого десятка Никита Кучеров и оставшийся незадрафтованным Тайлер Джонсон.
В чем причины этого молодежного разворота? Главной из них стал локаут-2004/05, который фактически родил новую НХЛ – не только в экономическом, но и в игровом плане. У локаута было несколько значительных последствий.
Отмена красной линии, разрешенные пасы через две зоны. Это значительно ускорило игру. Старыми правилами в начале 90-х успешно воспользовался Жак Лемэр в «Нью-Джерси»: своими ловушками в средней зоне «дьяволы» фактически сломали НХЛ. Команды, которые не обладали достаточными ресурсами, тоже строили игру от обороны и насыщали состав возрастными оборонительными игроками. Самый яркий пример — решающая серия Кубка Стэнли-99 между «Далласом» и «Баффало», которую называли «финалом кошмаров» из-за крайне оборонительного стиля обеих команд. В результате этого средний возраст полевого игрока вырос с 26 лет в 1990-м до 28 лет в 2004-м — последнем сезоне старых правил. Сейчас он упал до показателя 27,3 и наверняка продолжит падать дальше.
Введение потолка зарплат. Первый потолок зарплат составлял всего 39 миллионов долларов, а самые жирные контракты звезд до локаута не уступали нынешним. Чтобы влезть в узкие рамки нового коллективного соглашения, генеральные менеджеры вынужденно вводили в состав молодежь на контрактах новичков.
Уход тафгаев. То, что драчуны покинули лигу, – тоже следствие введения потолка. Никому не были нужны 10-очковые игроки, съедавшие бесценный кэпхит на драки. Это привело и к переформатированию составов: раньше в большинстве команд существовала четкая грань между атакующим топ-6 и выполнявшим утилитарные функции боттом-6. Юным талантам в первые звенья было рановато, а в низшие — опасно и бесполезно. Локаут размыл понятие топ-6 — его фактически заменил топ-9, где все три линии должны равноценно ходить в атаку. В результате этого многие молодые стали получать свои 14-15 минут за матч и место в третьем звене.
Не менее важным фактором, не связанным с локаутом, стала американская программа подготовки сборной. Долгое время игроки из США были скромно представлены в НХЛ, сборная еле набирала состав даже на Кубок Канады. Но в 1996-м руководители американского хоккея запустили масштабную программу воспитания молодых талантов (NTDP). Ее результаты очевидны: долгое время вклад американских юниоров в очковом наборе энхаэловской молодежи составлял около 10%. В 2016-м американцы набирают уже четверть очков всех юниоров (для сравнения – доля России в середине 90-х составляла 14%, сейчас — только 6%). Дело дошло до невиданного: США уже считаются фаворитами молодежных чемпионатов мира, куда отправляют более сбалансированные составы, чем канадцы. Во многом именно штатовские юниоры определяют молодежный тренд НХЛ. Опять статистика: в 2003-м игроки до 23 лет в сумме набрали 2789 очков, игроки из США — 315, а в 2016-м эти показатели составили соответственно 4375 и 980 очков. Если общее число очков выросло почти в полтора раза, то американские показатели выросли почти втрое.
В общем, молодежный тренд в НХЛ вполне очевиден. Остается всего один вопрос: пойдет этот тренд дальше или исчезнет со взрослением суперпоколения Макдэвида-Айкела и Мэттьюса-Лайне?
Фото: Gettyimages.ru/Tom Szczerbowski, Jonathan Daniel
«Антуан остался у меня в доме на шесть лет – я стал ему отцом и матерью». Кто спас Гризманна
Источник: