Новая Евролига. За и против
Новогодние праздники подводят черту первому кругу групповой стадии Евролиги. Дмитрий Герчиков пытается понять, в чем на данный момент выиграл и проиграл топ-турнир от летнего изменения формата.
В 2016 году главное континентальное состязание для клубов подверглось глобальным реформам. Посчитав, что благотворительностью Евролига занималась достаточно, ведомство Жорди Бертомеу постановило перевести соревнование на коммерческие рельсы. При этом важно было сохранить высочайший уровень конкуренции и статус самого рейтингового турнира в среде себе подобных. Для достижения целей совет акционеров ЕЛ сократил количество участников до 16, распределил заявочные квоты по странам сообразно финансово-медийной сообразности и «пропатчил» календарь. Вместо квалификации, предварительного раунда и стадии топ-16 всем соискателям золота предписывалось выступить в грандиозной «регулярке» по системе «каждый с каждым» в два круга (дома, на выезде). Плотность графика требовала от коллективов на протяжении полугода играть практически без перерыва – с инновацией в виде спаренных матчей.
Реформы, что и говорить, радикальные. При этом отнюдь не однозначные: обязательства команд выступать еще и на внутренней арене провоцировали целый ряд побочных эффектов, которые могли негативно сказаться на судьбе клубов. Посему у масштабного плана реконструкции нашлось достаточно критиков, прочивших затее провал. Спустя 15 туров после старта сезона мы пробуем понять, в чем скептики были правы, а где ошибались на корню.
ПЛЮСЫ
Рост интереса
Очевидно, что по сравнению с форматом-предшественником нынешняя структура турнира зрителям нравится намного больше. Оно и понятно: нынче нет унылых команд калибра «Шарлеруа», «Зеленой Гуры» или «Будивельника», которые давали бой грандам раз в году по великим праздникам. Лига приросла именитыми исполнителями, поскольку минимальный обязательный потолок бюджета в 5,5 млн. долларов даже «Жальгирис» с «Галатасараем» вынудил комплектоваться на совесть. Появился смысл пристально следить за происходящим, поскольку силы в пелетоне подравнялись. Соответственно, в пуле спорщиков за путевки в плей-офф каждую неделю происходят пертурбации. Да и содержание игры заметно обогатилось, так как действовать в полноги нынче не могут себе позволить даже «Реал» с «Фенербахче» – слишком велика цена незапланированной потери очков.
В цифрах посыл выглядит еще более убедительным. Средняя посещаемость матчей достигла рекордной отметки в 8313 человек. Уже сегодня это на 10 процентов больше, нежели показатели всего сезона-2015/16 – включая матчи повышенного зрительского внимания в топ-16 и плей-офф. Кроме того, за два осенних месяца официальный сайт турнира посетило на 32 процента пользователей больше, нежели на аналогичном прошлогоднем отрезке. Причем теперь люди там задерживаются обстоятельнее. Радостно возбуждает боссов турнира и повысившаяся востребованность приложения Евролиги вместе с притоком народа в социальные сети.
Вещательная глобализация
Приведу пример из насущного. Национальный канал «Беларусь 5», где я работаю комментатором, долгое время ходил вокруг да около Евролиги. Когда в бюджете были деньги, мы радовали зрителей эфирами НБА. Когда национальная женская сборная пробивалась на топ-турниры, шло вещание с первенств мира и континента. Матчи столичных «Цмоков» стали неотъемлемой частью программы после вступления белорусского клуба в Единую лигу ВТБ («драконы» привели на экраны и Кубок ФИБА). А вот Евролига – даже с учетом того, что там попеременно «жгли» наши Артем Параховский с Владимиром Веремеенко – все равно оставалась на периферии. Время от времени, правда, ходили слухи, мол, Жорди Бертомеу разрабатывает специальный пакет для стран, где экспансия турнира еще не чувствуется. И даже обсуждает с маркетологами специальный сниженный ценник для нового рынка. Однако разговоры так и оставались разговорами.
Сегодня же с гордостью могу сказать, что минимум два матча из тура попадают в наш прямой эфир (кому интересно посмотреть и послушать, кликайте сюда – http://www.tvr.by/ – и выбирайте «Беларусь 5» возле плеера на главной странице). Тем самым Беларусь вошла в число 200 с лишним стран, которые приобрели права на вещание сезона-2016/17. Это рекордные цифры для турнира, который, к слову, старается соответствовать возросшей ответственности за показ. Появилась новая толковая графика, публику балуют включениями из раздевалки, флэш-интервью стали более обстоятельными. Плюс в целом картинка заиграла яркими красками – начиная с прибытия команд на арену и заканчивая обилием повторов с разных камер.
Повышение зрелищности
По сути, Евролига нынче идет в ногу с самыми популярными и актуальными заокеанскими трендами. Игры стали быстрее и результативнее – в среднем, за вечер набирается на 10 баллов больше, чем годом ранее. Повысилось количество дальних бросков и стала четче их реализация (37,7% – топ показатель по сравнению с любым сезоном XXI века). Навык движения мяча превратился в системообразующий, дав буст ассистам за вечер (17,5 против 13,5 привычных). Наконец, количество концовок, которые решались бы одним броском, взлетело до небес. Вспомните, навскидку, горемычный «Бамберг», который по осени слил полдесятка «клатчей» всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Если же увеличить шаг и исследовать матчи с итоговой разницей «5 очков и меньше», то здесь прирост обозначается вовсе сумасшедшей цифрой в 36 процентов!
Уровень команд выровнялся, каждый стал способен обыграть каждого. Соответственно, чтобы удивить соперника, наставниками проводится отменная тактическая работа. Посмотрите, например, матч ЦСКА – «Фенер», обалдеть от количества правок, вносившихся наставниками в структуру игры. При этом никуда не делись звезды калибра Де Коло, Юдо, Калатеса или Лэнгфорда – их умение в одиночку «затащить» сложнейшие концовки сближает эндпишили Евролиги с «клатчами» НБА.
Заодно заметим, что турнир регулярно пополняется представителями Ассоциации, которые не смогли закрепиться в Штатах, либо же искателями счастья из D-лиги. Они воспитаны в духе современной НБА, где ценят универсализм, умение работать на высоких скоростях, а также комбинированные технические навыки. То бишь, в прошлое уходят сомнительного свойства легионеры с ограниченным арсеналом, которыми еще пару лет назад были набиты команды-аутсайдеры с мизерным бюджетом. Тем самым Евролига здорово замещает отток кадров за океан и сохраняет приверженность современной игровой стилистике.
МИНУСЫ
Чрезмерно плотный график
Как верно заметил Гиоргос Барцокас, «клубы Европы пока не доросли до интенсивности выступлений в НБА – у нас слишком мало ресурсов, чтобы соответствовать вызову». Тренер «Барселоны» на собственной шкуре прочувствовал, что значит выводить на площадку команду, которой нет. Из-за череды травм, обрушившихся на каталонцев, в его распоряжении на целый ряд сражений не набиралось и десятка баскетболистов. Тогда как необходимость играть «через два – на третий» уничтожала остатки фитнесса в изнуренных телах. Мало того, что баскетболистов выматывали перелеты, так еще и битвы на внутренней арене добавляли нагрузок на прогибавшиеся плечи. В итоге, команда, собранная летом, даже через матчи долгое время не могла выйти на пик формы, поскольку была далека от надлежащего тонуса.
Еще один важный момент данной проблемы – разница в бюджетах. Если гранды калибра ЦСКА, «Фенербахче» или «Реала» могут позволить себе оптовые трансферные закупки с последующей игрой двумя составами, клубы поскромнее ограничены в ротации. Семь-восемь человек – это самое лучшее, на что могут надеяться коллективы из нижней части таблицы. Естественно, под столь высокой нагрузкой ресурс тела изнашивается быстрее, лидеров выбивают травмы. И это влияет на баланс как команды, так и всего турнира. Команды жаловались на это Жорди Бертомеу, но рост прибылей Евролиги привел к довольно ожидаемому ответу СЕО: «Мы не выявили ничего необычного. Нет ничего, что подтверждало бы рост травматизма по сравнению с прошлым сезоном».
К слову, отсутствие времени на тренировки также не заботит функционера. По его словам, баскетболистам всегда больше нравилось играть, нежели тренироваться. Плюс раз болельщики готовы смотреть Евролигу чаще, им надо предоставлять такую возможность. И все организационные проблемы клубов таким образом «шерифу» остались по боку. Хотя, на наш взгляд, это действительно нюанс, на который стоит обратить внимание. Скажем, «Пао» с приходом Шави Паскуаля преобразился в лучшую сторону, но потратил на постановку коллективной игры добрых несколько недель. Эта жертва стоила грекам череды обидных поражений и позиции-другой в турнирной таблице. Нынче же что-то похожее придется пережить «Маккаби» с Айнарсом Багатскисом. Имей прибалт в распоряжении рождественскую паузу, глядишь, уже к средине января «желтые» вновь покусывали бы грандов. Сейчас же очевидно, что первый месяц 2017 года уйдет у Тель-Авива на банальную адаптацию к новым схемам.
Падение интереса ко внутренним играм
Опять же здесь все становится понятно, если привести в пример понятные российскому болельщику реалии. Согласитесь, мало кто из казанцев в здравом уме и трезвой памяти возьмется тратить деньги на поединок местного УНИКСа со, скажем, рижским ВЭФом, если перед этим кругленькая сумма ушла на билеты в «Баскет-Холл» для свидания с «Барсой» или «Реалом». Равно как искушенные топовым баскетболом поклонники армейцев, скорее, проведут зимний вечер дома у телевизора, нежели после победы над «Фенербахче» решат «закрепить» увиденное в дуэли армейцев с «Цмоками»… И ведь то же самое можно сказать о почти любом участнике Евролиги. Стамбульские сражения теряют сочность, поскольку «Анадолу Эфес» с «Галатасараем» достаточно сильны, чтобы даже при поражении в дерби пробиться затем в национальный плей-офф. Тогда как на международной арене к престижу победы добавляется еще шанс потопить конкурента глобально – оставить его без международных состязаний. ОАКА Арена, скорее, заполнится к визиту «Басконии», чем к предсказуемому разгрому «Аполлона» подопечными Паскуаля. А в Литве, наверное, и вовсе, кроме игр «Жальгириса» с «Ритас», смотреть в элитном дивизионе нечего. Другими словами, Евролига, заполняя максимум медийного баскетбольного пространства в удобные тайм-слоты, «развращает» зрителя. И тем самым обесценивает первенства, еще недавно считавшиеся флагманскими в Европе.
Отсутствие национального колорита
Превращение Евролиги в закрытый клуб оставило турнир без ряда мест на баскетбольной карте, где всегда было уютно и атмосферно. Так, «Комбанк Арена» забивалась до отказа фанатами «гробарей», что делало даже самый беспомощный состав белградского «Партизана» опасным раненым зверем. В Малаге же «Уникаха» год за годом умудрялась то привозить в Евролигу неформатных защитников-«бегунков», то возвращать к жизни уже списанных в утиль великанов. Понятно, что при новых условиях, в который поместили топ-турнир, кем-то из участников требовалось пожертвовать. Однако при этом пропала приличная часть аутентичности. Вместе с этим – нивелировалось и ожидание «большого дерби». Фактически каждый игровой день напичкан сплошь большими играми, из которых сложно выделить гвоздь. Огромная плотность таких матчей превращают изюминку в нечто обыденное – и сводят череду ярких событий к чему-то рутинному. Признайтесь, в какой-то момент даже у вас, эстетов от баскетбола, начинает рябить в глазах от испанских площадок. А стамбульские паркеты и вовсе сливаются в единое целое. У тура нет аперитива, нет разогрева, нет того особенного ощущения «тизера», с которым главное блюдо дня пробуется с еще большим вкусом.
К слову, стираются национальные грани и внутри команд как таковых. Отсутствие какого-либо лимита, погоня за результатом, открытый и богатый на американскую рабочую силу рынок – все это вместе не позволяет нам говорить о какой-то испанской или греческой школе баскетбола. Даже греческую актерскую симуляцию нынче настолько растворили в усредненной стилистике с американским привкусом, что сегодня лишь «Звезду» можно воспринимать как реальную наследницу национального стиля. Как кажется, это потеря, ведь Евролига всегда была эдаким флагманом, по которому сверялся курс в развитии той или иной баскетбольной школы.
Фото: Gettyimages.ru/Joern Pollex/Bongarts; globallookpress.com/imago/Matthias Koch; РИА Новости/Михаил Сербин; globallookpress.com/Xinhua
Источник: