Сделай сам. Как играют в хоккей в Костромской области

Пока уходящий год заканчивается где-то тяжело, а где-то даже и трагично, я постараюсь чуть-чуть побыть на стороне света. В уличном региональном хоккее все скорее неплохо, и я бы хотел посреди всех плохих новостей вам об этом рассказать. Вот смотрите:

– Чемпионат Республики Алтай освоил прямые трансляции матчей, что почти беспрецедентно. Кроме этого, по следам прошлогодней статьи мне написали и сообщили, что освещение усилили, и теперь команды играют на светлых площадках.

– В Республике Марий Эл мои друзья из Мочалища устали ругаться с местной федерацией хоккея и придумали турнир команд, играющих под открытым небом. Результаты вышли ошеломляющие: вместо четырех команд в чемпионате-2013, когда там был я; сейчас играют уже восемь (Мочалище, Волжск (две штуки), Красногорское, Шелангер, Морки, Мари-Турек и Новые Параты).

– Ледовый дворец открыли в Вытегре – на северо-западе Вологодской области. Это не очень круто для дворового хоккея, и, вероятно, супертурнир в поселке Депо с участием команд «Кристалл» (Липин Бор), «Юность» (Депо), «Авангард» (Вытегра) и «Труд» (Белый Ручей) я уже никогда не посещу. Но я знаю и люблю тот район и думаю, что ледовый дворец пойдет на пользу многим на этом отдаленном перекрестке трех регионов.

– Один из сайтов осветил хоккей в Данилове Ярославской области. Я, кстати, сам собирался в Данилов, так что могу их только похвалить за неплохой выбор.

– Еще один крутой турнир неожиданно возник на стыке Костромской, Нижегородской и Кировской областей. Границы регионов в России часто бывают непреодолимы, но в этот раз по инициативе селе Павино возникла целая лига команд, играющих на открытых площадках: собственно Павино, Вохма, Свеча, Шабалино, Шарья, Мантурово и… и Ветлуга, да.

Герои сериала в блоге «Периферия» в этом сезоне оказались в странном положении. Чемпионат северных районов Нижегородской области усох до пяти команд, и среди этих пяти, так уж вышло, «Ветлуга» одна из самых слабых. Причин несколько: прежде всего, болезненное для спортивного города отсутствие ФОКа (уважаемый губернатор Валерий Шанцев, где ФОК в одном из самых спортивных городов области?) и круглогодичного льда, да еще в этом сезоне практически весь основной состав «на отхожих промыслах» – где-то на заработках. Играют ветераны и молодежь. Однако в Открытом Кубке Северо-Востока Костромской области за счет этого тяжелого опыта ХК «Ветлуга» выглядит заведомым флагманом и в какой-то степени консультантом по организации; и логично было, что открывать первый сезон фавориты из Ветлуги отправились в гости к основателям и инициаторам: в Павино.

За день до описываемых событий «Ветлуга» дома играла с «Союзом» из Шахуньи и уступила 4:6.

Если вернуться к моему списку новостей, то можно обратить внимание, что все случаи роста хоккея в регионах связаны с одним или несколькими людьми, готовыми возглавить что-то и взять на себя инициативу. Что печалит в нынешней российской действительности: человеческий фактор играет очень важную роль. Есть люди, которые хотят что-то сделать – есть жизнь. Система сама по себе никакого результата не обеспечивает и не гарантирует. Хочешь, чтобы что-то работало – сделай сам.

В Павино к крайне уважаемому мной ряду хоккейных организаторов вместе с Евгением Соловьевым и Александром Смирновым из Ветлуги; Эдуардом Клейманом из Биробиджана, Вильямом Шёстрандом из Киркенеса и многими другими, примкнул местный хоккеист и депутат областной думы Вадим Курбанов. Хоккею в Павино всего два года, но первые результаты уже видны. Много хоккеистов, появилась молодежь, благодаря помощи «Газпрома» открыта новая коробка, создана красивая красная форма. При том, что само Павино не шикует, как не шикует и вся Костромская область. Люблю в ней бывать, но регион, как бы так сказать, не процветающий. В Павино живут всего 3000 человек, промышленность загибается, до областного центра – семь часов, но село живет.

И вот если бы еще…

– Чего задумался?! Выходи, – толкнул меня в бок играющий тренер «Ветлуги» Евгений Соловьев.

 

И я вышел.

В детстве я был подающим надежды футболистом. Стереотип про 90-е «пропадал на футбольном поле» был полностью про меня. И в Орехово, где жили родители; и в Люберцах, где я часто бывал у бабушки, играли постоянно; на площадке было не протолкнуться. Близость приличных спортивных школ позволяла нам постоянно рубиться с ребятами оттуда, и на матчи периодически захаживали тренера. Один из них из всей толпы как-то подозвал меня после игры:

– Ты вообще не обученный, но голова очень светлая. Приходи в четверг к нам в школу «Спартака».

На семейном совете я даже не слишком настаивал. Мало того, что я собирался учиться, а не становиться профессионалом, но «Спартак»… Вот если бы ЦСКА.

У каждого, наверное, есть такие истории. Но я не вижу ничего плохого, чтобы о них вспомнить – тем более, что вспомнить есть что. И матчи с «братками» в Люберцах, когда они ставили ящик пива, но, если мы побеждали, ящик нам не отдавали – вежливо, но твердо. Несовершеннолетние еще. 

Следующая стадия футбольной карьеры была уже в институте. Я как-то сам собой стал капитаном команды совершенно не хватающего звезд факультета, и за пять лет обучения она с последнего места в табели о рангах поднялась на второе. Дважды наш «Колледжиум Майюс» (название придумали случайно, увидев надпись на чьем-то блокноте) проигрывал в финалах. «Вот бы еще один год» – думал я, но специально ради этого заваливать экзамены не хотелось. В той команде я был скорее менеджером и крепким игроком второго плана, но была и у меня пара звездных моментов.

Кроме этого были всякие команды «Спорт-Экспресса», ЛФЛ, традиционные матчи по субботам в городке Лужников и по воскресеньям в тех же Люберцах. Пока в один день на ровном месте вдруг не поехала нога. Полный разрыв передних крестообразных связок колена, мениски, все сопутствующее. Операция, депрессивный год, заново учиться ходить, восстановление, сомнительные перспективы в 30 лет.

Почти спустя год после травмы мы пришли на традиционный вечерний матч в Лужниках заранее, чтобы я хоть вспомнил, как все это выглядит. На небе в тот день должно быть видно пролетающую МКС, но я никак не мог думать об этом. Только крутил в  голове, что будет и как поведет себя нога, когда я выйду на поле. Минуте на второй матча после подачи углового мяч от защитника отскочил прямо ко мне, на травмированную ногу; а передо мной были совершенно пустые ворота. Спустя десять минут я уже наелся, больше в тот вечер не забивал, но поверил, что врач Евгений Николаевич Гончаров не обманывал – я смогу вернуться.

Надо понимать, что все эти годы я не стоял на коньках.

Но примерно в 2013 году тема с региональным хоккеем начала становиться все более важной для меня. Я понял – получается, складывается. И я вдруг стал играющим в футбол хоккейным журналистом. Идея попробовать себя на ледовой площадке приходила мне в голову, но я ее постоянно откладывал. Возможно, решающую роль в том, что я все-таки собрался, сыграл человек из Ростова Евгений Кияев.

Когда-то мы случайно встретились с ним в кафе, и Евгений сказал: «Слушай. Твои статьи вдохновили меня заняться хоккеем. Я уже два года бегаю у себя в Ростове. И наверняка я такой не один. Но объясни мне, ты-то почему не играешь?».

И я подумал – а действительно, почему? (что любопытно, Евгений на этом не остановился, основал свой блог и стал частым гостем на главной странице Sports.ru с интересными репортажами из Ростова. Что опять же доказывает, что нет ничего невозможного).

Набрав в поиске «Хоккей для начинающих взрослых», я увидел несколько сайтов с контактами. Я отправил им всем одно и то же письмо. Примерно пять адресатов ответили: «Позвоните нам по номеру Х-ХХХ-ХХ-ХХ-ХХ, и мы вам все расскажем». И только человек по имени Остап Кривченко владел искусством электронной почты и подробно расписал мне, что можно сделать, какие варианты тренировок и что надо покупать; и я сразу понял, кто будет моим тренером.

Остап оказался молодым ВХЛовцем, которого достало безденежье и отсутствие внятных предложений из КХЛ. Тренировать ему нравилось, желающих хватало, и он решил попробовать себя в новом деле.

Рассказывать про многочисленные тренировки по катанию, бросковые тренировки, мой скрип зубами по поводу стоимости амуниции я подробно не буду. Захотите – тоже пройдете этот путь. Остапу я безмерно благодарен, хоть и видно, что как тренер он пока тоже многому учится. Но желания и уверенности ему не отбавлять. 

Команда AT-Hockey. Фото Константина Гуляева

Параллельно произошло событие, которое подсказало мне, что я делаю все правильно. Последним из желанных и реально достижимых футбольных трофеев для меня был летний Кубок Яндекса. Уровень турнира не то чтобы зашкаливает, но играющие знают, что выиграть на заказ однодневный кубок с кучей команд и матчей вообще довольно сложно. Вот и у меня – второе место, третье, снова второе, четвертое и т.д. Чтобы победить, оказывается надо было заняться хоккеем, заявиться на очередной Кубок в последний момент, соорудить команду из людей, с большинством из которых я никогда не играл, опоздать на первый матч, провести 2/3 времени на воротах, чтобы в финале выйти из них, реализовать единственный на всю команду момент против фаворита, а потом вернуться на ворота и напугать одного из бьющих в серии пенальти. После этой победы в футболе меня держала только возможность поиграть с друзьями (что, правда, вообще ни разу не мало), и можно было сосредоточиться на хоккее.

После прохождения какого-то этапа курса молодого бойца я попал в команду AT Hockey, которую Остап с коллегами соорудил в турнире ледовой арены «Морозово», и начал потихоньку набивать шишки в играх. Для себя я отмечал пошаговые успехи: первое выигранное вбрасывание, первое заработанное на мне удаление, первый выход в первом звене…

Большой же целью на первый год я сформулировал попасть в состав районной команды «Орешек» в турнире Московской дворовой хоккейной лиги. В «Орешек» меня зачислили, но… Какая вот может быть задача на сезон у вашей команды? Ну, допустим, подняться по итогам турнира дивизионом выше. Так вышло, что «Орешек» неожиданно для себя решил эту задачу после двух сыгранных матчей: в силу организационных реформ из одного из лидеров третьего дивизиона он превратился в команду второго.

Во втором мне было непросто. До второго я еще не дотягивал. Никто мне ничего не говорил, но я сам понимал, что надо тренироваться больше. Я тренировался. А за любимую «Ветлугу» играть в этом сезоне я точно никак не планировал. Слишком велика разница в уровне. Коварно хотел где-нибудь в феврале приехать на одну из тренировок, чтобы показать, что я есть.

Но история рассудила иначе. Помимо того, что в составе «Ветлуги» не было многих основных игроков из-за того, что они разъехались работать по разным городам; так еще часть команды сразил коварный вирус (в частности, один из двух основных актеров нашего сериала капитан Александр Смирнов не подписал контракт на следующую серию страдал дома с температурой, поэтому в этот раз ему досталась роль исключительно эпизодическая). Через несколько дней открывать новый турнир, а играть-то некому. Мы поговорили с Евгением Соловьевым, и я стал первым в истории человечества хоккеистом из Москвы, который не усилит, а ослабит команду.

Ретро-фото с чемпионата Костромской области в Буе, 2004 год

Первым посещенным мной матчем регионального хоккея была игра именно в Костромской области – в Буе в 2004 году.  Понадобилось 12 лет, чтобы впервые выйти на лед – и тоже в Костромской. Локального чуда не произошло (хотя в целом это, конечно, чудо). Сыграл я так себе, волновался;  чему научился, того в непривычных условиях показать толком не смог, но и команде не навредил.

Фаворит выиграл 10:0, но ветлужскому хоккею 21 год (мы тут нашли и оцифровали один из первых матчей ХК «Ветлуга» – в 1995 году против Шахуньи), а павинскому – всего два. Все еще будет.

Опытные хоккеисты хмыкнут. Безусловно, я осознаю, что мне уже никогда не научиться играть в хоккей так, как умеют люди, играющие с детства. Да и до боевого уровня ХК «Ветлуга» я тоже вряд ли дорасту, хотя буду стараться.

Но для меня эта важная история про свой путь, про что-то даже более значимое, чем заброшенные шайбы и штрафные минуты. Если повезет, еще лет 15 на хоккей у меня есть, и я постараюсь распорядиться этим временем с толком. Ну и, как мне кажется, дочка может мной гордиться. Нарисованный ею плакат ХК «Ветлуга» висит в раздевалке команды; и не прошло и двух лет с того дня, как мы впервые приехали на матч, как ее папа сыграл за этих ребят сам.

А Кубку Северо-Востока Костромской области (и павинскому хоккею) – долгих лет жизни. Люди, которые захотят, могут сделать. Теперь я уверен.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям