Тема платных магистралей обсуждается в России давно — проблемы дорожной инфраструктуры волнуют и правительство, и бизнес, и население.
По действующему законодательству, плата за проезд может взиматься только в том случае, если для скоростного участка есть бесплатная альтернатива. Так, у трассы М11 «Москва—Санкт-Петербург» есть дублер — М10, а у многих участков южной трассы М4 имеются варианты объезда.
На подобных трассах проезд платный для всех категорий транспорта, включая легковые автомобили частных лиц. Поэтому для близлежащих населенных пунктов устанавливается специальный тариф. Например, на некоторых участках М4 «Дон» жители ряда сел платят в 100 раз меньше, так как фактически не имеют возможности объезжать трассу. Однако согласование таких решений не всегда происходит быстро.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится разработанный Минтрансом законопроект о внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», разрешающий строительство платных дорог даже при отсутствии альтернатив. Инициатива коснется 21 субъекта Федерации. Отметим, что в настоящий момент большинство платных дорог находятся в европейской части страны. Новый же законопроект направлен в первую очередь на регионы Крайнего Севера, где наблюдается дефицит дорожной инфраструктуры. Жителям многих сел приходится пользоваться зимниками и паромными переправами или временными мостами, многие из которых разрушаются — как, например, Витимский.
С другой стороны, на Крайнем Севере работают очень богатые топливно-энергетические компании, которым также нужны дороги. В результате нефтегазовые и добывающие холдинги уже сегодня строят свою дорожную инфраструктуру, но пока не имеют права сделать эти магистрали официальными и разрешить по ним проезд всем желающим.
На сегодняшний день существует 23 проекта дорог и мостов, в которые крупный бизнес может инвестировать около 400 млрд руб. Таким образом, как отмечают эксперты, новый законопроект нацелен на то, чтобы открыть частному капиталу доступ к строительству дорог, обеспечить возврат инвестиций за счет взимания платы с большегрузного и коммерческого транспорта, одновременно создавая жизненно важную инфраструктуру для местного населения и предпринимателей.
Например, один только мост через реку Пур на территории ЯНАО позволит жителям сразу трех районов — Пуровского, Красноселькупского и Тазовского — преодолевать дорогу за несколько минут вместо часовой переправы, зависящей от погоды.
Международный опыт показывает, что платная дорожная инфраструктура может быть и государственной, и частной — все зависит от географических условий и особенностей страны. Например, в Японии все платные дороги принадлежат государству, но при этом территория страны невелика, а уровень развития экономики — один из самых высоких в мире.
Во Франции, напротив, был выбран курс на развитие частных платных дорог. В результате в стране создана одна из наиболее качественных и разветвленных магистральных сетей Европе. Благодаря привлечению частного капитала во Франции было построено 9000 километров новых дорог, которые обеспечивают развитие экономики страны. При этом французская модель подразумевает оплату за проезд для всех категорий транспорта.
В России же предлагается освободить от оплаты мотоциклы, легковые авто, обслуживающие регулярные маршруты автобусы, автомобили «скорой помощи» и почтовых служб. «Финансовые модели предусматривают, что для грузовых автомобилей, которые используются субъектами малого и среднего бизнеса, тариф будет снижен на 50%. Доставка станет дешевле. Мне кажется, наличие круглогодичного доступа к социальным объектам, использование личного транспорта для этого доступа и те льготы, которые заложены в законе, достаточны для того, чтобы изменить ситуацию на Крайнем Севере», — отмечает первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов.
В Мнтрансе также уверяют, что «исполнительные органы власти субъектов не смогут просто взять и перевести автомобильную дорогу при отсутствии альтернативы в платный режим эксплуатации. «Реализация дорожных проектов возможна только при заключении концессионного соглашения или соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве, то есть приведен ограниченный перечень инструментов», — подчеркивают в пресс-службе ведомства.
Андрей Михайлов
Источник: