Не секрет, что многие россияне опасаются пробовать свои силы в бизнесе. И это неудивительно — учитывая многочисленные препятствия, с которыми сталкиваются малые и средние предприниматели в нашей стране. К сожалению, административные препоны и бумажная волокита остаются неотъемлемой частью бизнеса в России.
Еще одна важная проблема — банковское сопровождение. Несмотря на развитие банковского сектора, найти компанию, которая предложит весь комплекс интересующих услуг, не так просто.
Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, фактор административного давления практически не изменился за последние 8 лет. В 2009 году на него указали 27% участников опроса соцслужбы, в 2017 году — 26%.
Чрезмерный контроль надзорных органов фактически парализует работу компаний. Особенно остро стоит вопрос в сфере общепита. Бесконечные санитарные и противопожарные проверки отвлекают персонал и руководство от работы. При этом топ-менеджмент вынужден присутствовать на подобных мероприятиях вместо того, чтобы заниматься развитием бизнеса. Естественно, такие простои сразу отражаются на финансовых результатах.
Есть серьезные претензии у бизнесменов и к банкам. Предприниматели говорят, что решение оперативных вопросов требует их личного участия. Как правило, посещение банковского отделения занимает не менее часа. Если не повезет с сотрудником, то только в самом отделении можно провести 30-40 минут, не говоря уже о дороге.
Коммерческий директор компании «Монолит-Строй» Максим Логвинов называет обслуживание клиентов операционистом настоящим анахронизмом банковского дела. Он уверен, что в будущем все это уйдет в прошлое.
Помимо медленного обслуживания и человеческого фактора, у бизнеса вызывает беспокойство скорость обработки платежей. Например, во многих банках, включая крупные, платеж контрагенту, подписанный после 14:00, может уйти лишь на следующий день. Естественно, что в некоторых сферах такие задержки абсолютно недопустимы, из-за них компании несут колоссальные потери.
Тем не менее, развитие информационных технологий внушает оптимизм. Онлайн-обслуживание клиентов уже стало обычной практикой для многих коммерческих банков. Госбанки также пытаются взять на вооружение данный опыт, но пока им не удалось встать на одну ступень с конкурентами-частниками. Все-таки кредитные организации без участия государства быстрее реагируют на запросы рынка и предлагают именно те инструменты, которые нужны бизнесу.
Важно и то, что коммерческие банки ориентируются на малый и средний бизнес, который во всем мире считается основным драйвером экономического развития. Россия пока идет своим путем: на малый и средний бизнес у нас приходится лишь 16% от ВВП, а доля цифровой экономики и вовсе колеблется в пределах 2,5%.
Впрочем, нет сомнений, что и Россия в итоге пройдет тот же путь, который уже совершили многие западные и азиатские страны. Активное внедрение цифровых технологий приведет к резкому росту малого и среднего бизнеса. Предполагается, что к 2025 году на этот сегмент будет приходиться порядка 40% ВВП. Кстати, именно такую задачу ставил президент РФ Владимир Путин.
Некоторые кредитные организации уже довольно успешно освоили технологии. Один из примеров — сервис «Делобанк», облегчающий жизнь предпринимателям. «Дело-Банк» учел опыт других компаний, которые были первопроходцами в этой области, и предложил почти идеальный продукт: как отмечают пользователи сервиса, все запросы обрабатываются предельно быстро через интернет.
По мнению экспертов, «Дело-Банк» и другие аналогичные компании, внедряющие цифровые технологии, попали в самую точку. Сегодня предприниматели более 20% времени тратят на бухгалтерию, 15% — на решение вопросов, связанных с банками, еще более 10% уходит на решение юридических задач. Получается, что на управление бизнесом остается около 50% времени!
Интернет-банкинг в такой ситуации — настоящее спасение. Сегодня при помощи USB-ключа банки предоставляют своим клиентам возможность управлять счетом. Все платежи осуществляются в режиме онлайн. Кроме того, операции можно осуществлять при помощи смартфона.
Также приложение помогает следить за развитием бизнеса. В нем отображается динамика, расходы по группам платежей и прочая ключевая информация, необходимая для стратегического планирования и оперативного управления.
Важную роль играет и встроенный сервис проверки контрагентов при переводах. Перед совершением платежа можно узнать, не находится ли юрлицо в стадии ликвидации, подает ли оно всю необходимую отчетность и т. д. В общем, понять, насколько серьезной и стабильной является эта организация.
Подключаясь к современному банковскому сервису, предприниматель получает и другие услуги: мобильный или стационарный терминал для безналичной оплаты, сервис «Облачная бухгалтерия», благодаря которому клиент может работать в личном кабинете из любой точки, где есть доступ к интернету. Нештатные ситуации также не станут проблемой: банковские менеджеры самостоятельно приезжают к клиенту в случае необходимости.
Нет сомнений, что в будущем цифровые технологии будут играть все более важную роль. Финансовые организации одними из первых внедряют блокчейн и прочие технологические новшества. В данном случае наблюдается эффект мультипликатора: развитие банковского дела способствует и росту других компаний, так или иначе взаимодействующих с кредитной организацией.
Андрей Михайлов
Источник: