Инвесторы требуют от рынка искусства большей прозрачности, отмечают СМИ.

Суммы сделок, связанных с торговлей произведениями искусства, сегодня исчисляются десятками, а иногда и сотнями миллионов долларов. Покупка картины известного мастера кажется вполне надежной инвестицией. Но развитию этого рынка уже очевидно мешает отсутствие прозрачности и четких правил.

Только за последнее десятилетие рынок искусства вырос на 212%. Такие данные приводит «Коммерсант» со ссылкой на обзор Artprice и Art Market Monitor of Artron (AMMA). Увеличилось не только количество сделок, но и суммарный объем продаж в денежном выражении. Однако последние два года в данной сфере отмечается спад, что, по мнению экспертов, может быть вызвано в числе других причин несколькими крупными скандалами, которые привели к судебным разбирательствам. Чаще всего в последнее время в скандальных историях фигурирует имя швейцарца Ива Бувье.

В качестве перекупщика Бувье замешан в трех из пяти крупнейших арт-скандалов последних лет. Долгое время Бувье занимался перевозкой предметов искусства, был активным сторонником идеи развития «свободных портов» — по сути, duty free для коллекционеров, ангаров, где можно было хранить ценности во время перепродажи. Также швейцарец в качестве агента организовывал покупки-продажи для статусных клиентов. Одним из них был известный российский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Рыболовлев (Forbes поставил его на 14-е место в списке богатейших людей России).

По сведениям «КП», Бувье и Рыболовлев сотрудничали почти 13 лет. За это время коллекционер приобрел у Бувье 37 шедевров мирового искусства, в том числе Матисса, Ренуара, Родена, Дега, Гогена, Эль Греко и Тулуз-Лотрека. Сумма приобретений превысила $1 млрд, но оказалось, что россиянин переплатил за шедевры почти вдвое, отмечает издание. Правда открылась покупателю случайно. Отдыхая на Карибских островах, Рыболовлев познакомился с советником американского миллиардера Стивена Коэна — Сэнди Хеллером. Именно Коэну ранее принадлежала картина Амадео Модильяни «Лежащая обнаженная с голубой подушкой», которую не так давно приобрел Рыболовлев. Однако американец продал полотно Бувье за $93,5 млн, а российскому коллекционеру оно досталось уже за $118 млн. Впоследствии Рыболовлев выяснил, что почти каждый раз переплачивал от 30% до 50% стоимости за картины, которые для него находил предприимчивый Бувье.

При этом между арт-консультантом и коллекционером действовало соглашение, согласно которому первый получал за свою работу 2% комиссионных от заключенных сделок. Но сам Бувье считал себя не нанятым агентом, а самостоятельным дилером, который может определять стоимость картин. Впрочем, соглашение об «агентских» 2% не вяжется с подобной ролью и не предполагает дополнительную прибыль. Представители Рыболовлева оценивают нанесенный коллекционеру общий ущерб в сумму до $1 млрд. Судебное разбирательство продолжается с февраля 2015 года.

Раскрытие сомнительных схем Ива Бувье стало поводом для новых исков. В скандале оказалась замешана падчерица Пабло Пикассо — Катрин Ютен-Бле. В данный момент полиция выясняет, каким образом в коллекции Рыболовлева оказались два портрета матери Жаклин Рок работы Пикассо. По словам самой Катрин, эти картины были похищены из арендованного ей хранилища. Правоохранительные органы пока не подтвердили, так ли это на самом деле. Но известно, что злосчастные картины Пикассо были проданы Рыболовлеву тем же Бувье. Два портрета вместе с 58 эскизами художника обошлись коллекционеру в 27 млн евро. Но наверняка он не думал, что вместе с искусством в его жизнь придут судебные тяжбы.

Еще один скандал тянется за Бувье с 2013 года. Поводом для конфликта стала картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Полотно швейцарцу продал консорциум при посредничестве Sothebyʼs, и в тот момент оно обошлось в $80 млн. Как уточняет «МК», дилер перепродал картину Рыболовлеву за $127,5 млн. Теперь члены консорциума через суд добиваются возмещения упущенной выгоды при совершении данной сделки и с Бувье, и с аукционного дома. Ранее полотно считалось работой одного из учеников да Винчи, и именно в этом качестве было приобретено арт-дилером Александром Пэришем в 2005 году за $10 тыс. Но специалисты Sothebyʼs выявили подлинность картины, поэтому она выставлялась на продажу с совершенно иным ценником. Вопрос о том, почему представители Sothebyʼs пошли на непрозрачную сделку с Бувье, остается открытым.

Конечно, любой бизнесмен, в том числе и на рынке искусства, всегда заинтересован в повышении цен и получении прибыли. Однако отсутствие прозрачности и четких правил игры в данном случае привело к скандалам, которых можно было избежать. Теперь в арт-отрасли всерьез задумались над конфликтами интересов, которые возникают в случае смешения ролей консультанта-посредника и брокера. Пока эта сфера остается недостаточно прозрачной, крупные инвесторы вряд ли рискнут вкладывать деньги в произведения искусства. Никому не хочется оказаться на месте Рыболовлева. Не каждый готов открыто заявить о своих потерях. В то же время, судебные разбирательства, к которым привели схемы Бувье, могут способствовать появлению понятного правового регулирования. В итоге рынок искусства может стать намного более привлекательным для инвесторов.

По материалам «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды»

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям