— Максим Сергеевич, какие меры принимает Росреестр для противодействия функционированию сайтов-перепродавцов?

— Судебное закрытие сайтов-перепродавцов — наиболее, наверное, значимая сейчас задача для правового направления службы. У нас уже состоялось первое положительное решение суда в отношении 30 таких сайтов. Пока оно в силу не вступило и будет обжаловаться. Тем не менее, мы работаем над созданием важного прецедента. 

— Как раз на днях была ситуация: одно СМИ дало ссылку якобы на Росреестр, но она вела на какой-то зарубежный сайт…

— Это именно те сайты, с которыми мы боремся. Тяжело, кстати, процесс идет. Такие сайты очень просто создать — люди получают сведения и перепродают, причем дорого. Многие территориальные органы предупреждают граждан, чтобы они обращались только на официальный сайт. Потому что Росреестр несет ответственность за предоставляемые сведения, а мошенники могут дать неактуальную или вообще ложную информацию — жалобы на такие случаи уже есть.

— Жалуются, естественно, в Россреестр?

— Конечно. Причем многие изначально не знали, что попали на сайт-двойник, заплатили от 6 тыс. рублей и получили непонятно что. 

Еще одна опасность этих сайтов — уже для тех, о ком информация предоставляется. Мы всегда четко знаем: кто спрашивал, зачем и можно ли ему давать эти сведения. А мошенники скачивают массивы данных, создают базы и продают всем желающим. Соответственно, коллекторы или вообще кто угодно может запросить: что принадлежит такому-то человеку. 

— Как эти сайты получают такие сведения?

— Запрашивают у нас же, в Росреестре, — в электронной форме, большой объем сразу. Как бы для себя.

— Формально они на это имеют право?

— Они покупают ключ для доступа к информации и могут ей пользоваться. Но посредническая деятельность, то есть перепродажа, незаконна, полномочия по предоставлению сведений ЕГРН относятся к исключительной компетенции Росреестра в силу закона. Для борьбы с такими организациями-посредниками и сайтами в правительство России внесен законопроект, который предусматривает введение административной ответственности за незаконную перепродажу сведений ЕГРН третьим лицам, а также за создание и использование сайтов-двойников Росреестра в целях предоставления указанных данных. Ожидаем, что в 2020 году законопроект будет принят Госдумой.

— А к самому Росреестру юридические претензии бывают?

 — Конечно же бывают. Законодательно установлена такая практика, что если должностное лицо органа власти допустило нарушение установленных требований, то гражданин или организация, чьи права в результате были нарушены, вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков. 

И если решением суда будет установлено нарушение прав и взысканы убытки, то в дальнейшем Росреестр взыскивает такие убытки уже с конкретного должностного лица, которое допустило нарушение требований. Это в некотором роде дисциплинирующая мера.

В целом же число исков к Росреестру, удовлетворяемых судами, стало меньше. 

— Что вы могли бы отметить из нового за последние три месяца?

 — Недавно мы зарегистрировали в Минюсте новый административный регламент земельного надзора. 

— Как это отражается на землепользователях?

— Непосредственно — потому что это касается деятельности не только должностных лиц Росреестра, которые проводят надзорные мероприятия в рамках государственного земельного надзора, но и лиц, в отношении которых они проводятся. Административный регламент осуществления государственного земельного надзора определяет последовательность процедур при проведении проверок, перечень документов, которые вправе запросить инспектор в ходе проверки, критерии принятия тех или иных решений, а также перечень лиц, ответственных за принятие таких решений. В результате работа инспекторов становится понятна лицам, в отношении которых проводится проверка, сокращается количество нарушений в деятельности самих инспекторов. 

Инспекторы Росреестра при осуществлении государственного земельного надзора выясняют, все ли в порядке с правоустанавливающими документами при использовании земельных участков, соответствует ли использование установленному назначению. Например, почему на землях для дачного или жилищного строительства появляются магазины, гостиницы, офисы; нет ли превышения используемой площади, то есть самовольного занятия участка. Самозахват — достаточно распространенная вещь. 

В этом году мы начали активно использовать беспилотный аппарат для того, чтобы фиксировать признаки нарушений. В основном с его помощью проверяются объекты, куда не может пройти инспектор с приборами, а также большие земельные участки и отдельные территории, где инспектору, в связи с большим числом обращений, необходимо комплексно изучить использование земель. 

Использование БПЛА позволяет комплексно анализировать использование земель на большой территории, определять местоположение труднодоступных границ земельных участков. И, необходимо отметить, что использование БПЛА не создает дополнительного давления на граждан и организации, использующие земельные участки. 

До конца года мы планируем в административных центрах федеральных округов создать центры коллективного использования БПЛА, которые позволят на территории федерального округа проводить обследования земельных участков. 

— А какие нарушения в основном?

— Самовольное занятие земельных участков. 

Росреестр с 2018 года при организации проверок использует риск-ориентированный подход. То есть мы идем не просто так, куда захотели, а именно туда, где наибольшая степень риска нарушения землепользователями требований законодательства. 

Для выявления признаков нарушений мы планируем использовать беспилотные летательные аппараты. Эту технологию мы опробовали в этом году, она показала свою эффективность. 

Нам важно не количество проверок, а результат — пресечение нарушений земельного законодательства, а также профилактика нарушений. 

— Можно поподробнее про рисковый подход?

— Постановлением правительства РФ утверждены критерии отнесения земельных участков к той или иной категории риска нарушения обязательных требований. Указанные критерии позволяют дифференцировать земельные участки и их правообладателей в зависимости от возможности выявления нарушений обязательных требований при использовании земельных участков.

Недавно критерии риска были дополнены, и к категории среднего риска мы стали относить земельные участки, примыкающие к границам береговой полосы водных объектов общего пользования. Инспекторы в ходе своей деятельности часто сталкиваются с фактами занятия береговой полосы водных объектов и ограничения доступа на такие земельные участки. Проанализировав причины, мы пришли к выводу, что такие нарушения возможны там, где земельные участки примыкают к водным объектам или расположены в непосредственной близости от них. Отнесение таких земельных участков к категории риска позволит инспекторам включать правообладателей таких земельных участков в планы проведения проверок. 

Помимо критериев для отнесения земельных участков к категориям риска для принятия решения о необходимости проведения внеплановой проверки по результатам проведенных дистанционных обследований земельных участков, инспекторами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований. Применение индикаторов позволяет инспекторам на основании объективных данных, получаемых в том числе с использованием БПЛА, принимать решение о необходимости проведения проверки в отношении правообладателя земельного участка, на котором с большой долей вероятности возможно наличие нарушения. Это приводит к тому, что инспекторы не ходят с внеплановыми проверками к законопослушным гражданам и организациям. 

— В геодезии тоже свои специфические нарушения?

 — Геодезический надзор затрагивает только юридических лиц и предпринимателей, которые выполняют геодезические и картографические работы. Но в настоящее время действует режим «надзорных каникул», при котором не проверяют субъекты малого предпринимательства, а таких в сфере геодезии и картографии большинство. Но работа на этом не останавливается: проводятся профилактические мероприятия, направленные на снижение возможных нарушений. При этом большое внимание уделяется информированию организаций и предпринимателей о действующих нормах законодательства.

Еще я бы отдельно отметил обследование нашими сотрудниками пунктов государственной геодезической сети. Любые геодезические измерения опираются на эти пункты, которые используют все кадастровые инженеры, при этом пункты часто уничтожают — или специально, или случайно. Мы выявляем такие случаи, привлекаем виновных к ответственности, но главное — принимаем меры по восстановлению пунктов. Вообще, мониторинг пунктов государственной геодезической сети достаточно трудозатратная работа, потому что они расположены по всей стране и зачастую в труднодоступных местах.

Плюс еще одно важное направление геодезического надзора — правильность отображения территории и государственной границы России в учебниках, картах, печатных изданиях, и, конечно, в интернете. В основном факты некорректного отображения российской территории и ее регионов касаются Крыма, Калининграда и Курильских островов. Например, недавно из Японии завезли литературу, в которой все Курильские острова и Сахалин обозначены как японские. Еще одна история — с Крымом. В свое время российские органы государственной власти, в том числе Росреестр, совместными усилиями добились от компании Apple, чтобы во всех ее телефонах были загружены карты, на которых Крым относится к российской территории. Но нарушения с этим регионом России по-прежнему не редкость.

— Это у нас такие печатают карты или все-таки за границей?

— Чаще они приходят к нам из-за рубежа, однако такие нарушения допускаются и отечественными организациями. Сложностью в этом вопросе является отсутствие административной ответственности за подобные нарушения. В настоящее время в правительство внесены проекты нормативных актов по установлению такой ответственности. 

— Какое направление деятельности, на ваш взгляд, самое сложное?

 — Я бы ответил так: ни одно из направлений деятельности службы нельзя назвать легким.

Вот, например, в настоящее время Росреестр совместно с Рострудом проводит работу по снижению уровня задолженности по зарплате организаций—банкротов перед кредиторами-гражданами. У службы в данном направлении немного полномочий. По сути, мы не осуществляем контроль за арбитражными управляющими, но мы вправе возбуждать в их отношении дела об административных правонарушениях, которые затем рассматривает суд. 

За текущий период 2019 года только по вопросам, связанным с невыплатой задолженности по заработной плате, возбуждено 663 административных дела, по результатам рассмотрения которых судами уже вынесено 67 решений о наложении на арбитражных управляющих административных штрафов, 26 — о дисквалификации, 128 — о вынесении предупреждения.

Объем погашенной задолженности по заработной плате за 9 месяцев 2019 года составил более 720 млн руб. Полностью погашена задолженность на 79 предприятиях на общую сумму более 420 млн руб. 

Беседовал Андрей Михайлов

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям