Властелины времени
Презентация продукции Chord Electronics
На организованную в Москве в начале сентября презентацию своей продукции британская компания Chord Electronics откомандировала делегацию из трех представителей. Основатель и главный разработчик фирмы Джон Франкс познакомил гостей мероприятия с ее более чем 25-летней историей. Создатель цифроаналоговых преобразователей Роберт Уоттс поделился с аудиторией собственным видением путей развития соответствующих технологий, а также рассказал о двух устройствах — Mojo и DAVE. Разумеется, собравшиеся смогли оценить звучание этих и других компонентов. Специалист по продажам Колин Пратт раскрыл торговым партнерам секреты продвижения аудиотехники бренда на различные рынки.
До прихода в сферу Hi-Fi / High End Джон Франкс занимался обслуживанием бортовой электроники воздушных судов. Действующий в аэрокосмической индустрии принцип, согласно которому возникающие первичные проблемы не могут решаться какими-либо обходными путями, а должны быть устранены раз и навсегда, инженер по авионике стремился привнести и в новую для него сферу деятельности. Первым шагом основанной в 1989 году фирмы стала реализация опыта работы ее создателя с приборами и схемами, использующими токи высокой частоты, при конструировании аудиотехники. В результате на свет появился оригинальный усилитель с высокочастотным блоком питания. Данное решение обеспечивало длительную стабильную работу компонента даже в «плохих» сетях, а также отсутствие характерного трансформаторного гула. Примерно через год после открытия бизнеса Джон узнал от приятеля о недовольстве персонала одной из студий корпорации BBC имеющимися там усилителями, после чего связался с инженерами и предложил им свой аппарат. Усилитель был взят студией для всестороннего изучения, которое, по правилам, могло продлиться около трех месяцев. Однако так долго ждать не пришлось: не прошло и месяца, как начинающий аудиогуру получил отличный отзыв о модели, а потом и заказ от крупной авторитетной организации. Эта удача дала мощный импульс развитию молодой компании, наладившей сборку электроники в гараже Джона. Заказы начали поступать и от других студий из разных стран, что позволило Chord Electronics довольно быстро пробиться в «высшую лигу».
В обязанности руководителя выпускающей аудиотехнику фирмы входит посещение тематических выставок, в частности, крупнейшего отраслевого мероприятия Consumer Electronics Show. Оказавшись в 1995 году в Лас-Вегасе, Джон Франкс познакомился там с молодым англичанином Робертом Уоттсом, который рассказал ему о своих ноу-хау в сфере цифроаналогового преобразования звуковых сигналов. В ходе общения выяснилось, что в Великобритании соотечественники живут в нескольких часах езды друг от друга. Следующая встреча будущих коллег состоялась через год уже на родине, когда Роберт продемонстрировал Джону собственный конвертер. На плате опытного образца была использована очень дорогая элементная база, что делало коммерческие перспективы конечного продукта довольно туманными, но звук новинка выдавала магический. В компании тогда тоже велись разработки ЦАП, однако ничего прорывного в данной сфере создать не получалось. В результате Роберт Уоттс продолжил исследования уже под знаменами Chord Electronics, а в конце 90-х годов прошлого века на рынок вышел конвертер DAC 64. На руку фирме сыграло и бурное развитие микроэлектроники, обеспечивающей рост вычислительного потенциала необходимых для производства аппаратуры чипов при падении их цены. Модель DAC 64 отлично продавалась по всему миру, в том числе и в России.
Технологиями цифроаналогового преобразования Роберт Уоттс занимается уже более тридцати лет. По мнению этого авторитетного специалиста, основным недостатком «цифрового» саунда в его негативном смысле является неспособность достоверно передавать импульсные (временные) характеристики исходного аналогового аудиосигнала, определяющие атаку и затухание. Также данные характеристики во многом обуславливают точность передачи тембров и глубину звуковой сцены. Сам принцип оцифровки фонограмм заключается в записи параметров сигнала через определенные промежутки времени, при этом часть информации может теряться между моментами выборки. Задача качественного цифроаналогового преобразователя заключается в восстановлении исходного сигнала со всеми нюансами. Слуховой аппарат человека обладает высочайшим разрешением и легко улавливает несоответствия между воспроизводимой фонограммой и натуральным исполнением, а подсознательный анализ различий быстро утомляет слушателя. В теории, правильно спроектированный конвертер в состоянии полностью «реконструировать» исходный сигнал со всеми импульсными характеристиками, но для создания бесконечного числа точек интерполяции ему нужна бесконечная вычислительная мощность. Роберту удалось разработать алгоритм, позволяющий при конечном числе таких точек восстановить сигнал с очень высокой степенью достоверности, а также подобрать элементную базу для реализации данного ноу-хау.
Как утверждает Роберт Уоттс, по своему вычислительному потенциалу портативный конвертер/усилитель для наушников Chord Mojo в 500 раз превосходит самые продвинутые аппараты категории High End. Его «мозговым центром» является программируемая логическая микросхема Xilinx Artix 15T 28nM. Функции и назначение таких чипов FPGA (Field-Programmable Gate Array) определяются загруженным софтом, что в итоге делает их уникальными. Chord Mojo оборудован двумя терминалами microUSB (для приема сигнала и для зарядки), а также цифровыми оптическим и коаксиальным входами. Через два выхода диаметром 3,5 мм к устройству можно подключать практически любые наушники с сопротивлением от 4 до 800 Ом. С реальными головными телефонами с импедансом 300 Ом модель продемонстрировала ПКГ в рекордные 0,00017 % (на 3 В). ЦАП работает с аудиофайлами с разрешением 768 кГц, потоком DSD 256, скомпрессированными фонограммами различных форматов. Благодаря энергоэффективной начинке и современной батарее, Chord Mojo (это название образовано от словосочетания Mobile Joy — мобильная радость) способен функционировать автономно не менее 8 часов.
Новый флагманский конвертер (он же цифровой предусилитель и усилитель для наушников) компании Chord Electronics, на создание которого у Роберта Уоттса ушло 6 лет, получил название DAVE. Это не мужское имя, а аббревиатура от англо-латинского выражения Digital To Analogue Veritas in Extremis — из цифры в аналог с экстремальной достоверностью. Компонент спроектирован на платформе знаменитого предшественника Hugo, но уже с применением более совершенной микросхемы FPGA с десятикратно возросшей вычислительной мощностью. Соответственно, в 10 раз здесь увеличилось и число точек интерполяции сигнала, что позволяет наиболее точно восстановить его импульсные характеристики.
С этой целью в аппарате применен цифровой фильтр WTA (названный в честь своего создателя, расшифровывается как Watts Transient Aligned) с 164 000 фильтрами с конечной импульсной характеристикой. Скорость фильтрации в нем достигает 256 FS – ни один из существующих ЦАПов не готов похвастать такими показателями. Для достижения рекорда задействован параллельный интерфейс с 166 отдельными ядрами DSP для одиночной WTA-фильтрации. Выходной каскад в Chord DAVE оснащен 20-элементным ЦАПом Pulse Array и формирователем шума второго порядка с минимально возможным отношением сигнал/шум. Последний параметр очень важен для передачи низкоуровневых сигналов и получения глубокой звуковой сцены. Итоговое отношение сигнал/шум у компонента составляет -127 дБ на 2,5 В и -124 дБ на 5 В (1 кГц). Рассказывая о своем проекте, Роберт Уоттс сумел убедить подготовленную профессиональную аудиторию в том, что Chord DAVE является наиболее совершенным цифроаналоговым преобразователем из всех представленных на рынке.
Федор Обловацкий
Источник: