Игр во вселенной Aliens было достаточно, но большинство из них не смогли достигнуть культового статуса оригинальной кинокартины. Проект от студии Creative Assembly, более всего известной по стратегической серии Total War, должен был вернуться к истокам — с мрачными коридорами, клаустрофобией и прятками в темноте, где вы не способны открыто сопротивляться совершенному убийце. Во всяком случае, о стелсе, полном отсутствии оружия и мрачных лабиринтах погибающей станции нам рассказывали авторы проекта во время весенней презентации игры. За прошедшие семь месяцев в Alien: Isolation появилось оружие, лишние экшн-сцены, а редкие встречи с Чужим стали кошмарным свиданием с раздражающим и глупым чудовищем, которое уже не создает атмосферу опасности, а превращает интересную задумку в печальную историю, где логика и расчет уступают место поиску дырок в поломанном коде. Чужой в Alien: Isolation – это местный аналог Джа-Джа Бинкс, с выдвижной челюстью и слюнями вместо убивающих насмерть диалогов.
События игры происходят через 15 лет после истории оригинального фильма. Дочь Эллен Рипли по имени Аманда работает техником на корпорацию “Вэйланд-Ютани” и мечтает узнать хоть какую-то информацию о судьбе материи. По воле случая черный ящик “Ностромо” оказывается на станции “Севастополь”, и андроид Кристофер приглашает Аманду отправиться вместе за ценным самописцем. По прибытию в точку назначения станция отказывает кораблю в состыковке, и события приобретают катастрофический оборот, оставляя главную героиню один на один с бандитами, взбесившимися андроидами и не в меру голодным инопланетянином. Поначалу Alien: Isolation следует всем канонам жанра. Здесь вам и холодные коридоры космической станции, сотни трупов, погибших от неизвестной эпидемии, покинутое оборудование, мигающее лампочками. Детально воссозданный антураж подкрепляется ламповыми компьютерами с монохромными экранами и пропускной системой с гигантскими карточками доступа. Пленочные магнитофоны лишь дополняют атмосферу научно-фантастического фильма конца прошлого века. Казалось бы – вот она идеальная игра по вселенной, где, тихо освещая путь фонариком, можно исследовать аутентичное окружение под скрежет металла и вспышки оборванных проводов. И, конечно, вы выставляете максимальную сложность, как и полагается для подлинного проекта жанра хоррор.
Однако первые полтора часа эйфории уступают место суровой реальности. В один из моментов вы достигаете небольшого коридора с автоматическими дверями, за которыми скрываются несколько выживших. Похожие друг на друга, словно клоны с конвейера, они упорно патрулируют местность, защищаясь от невидимого врага. Уверенные в собственной невиновности, вы выходите навстречу новым друзьям и получаете пулю в голову. Чернота и перезагрузка с последнего сохранения.
Здесь стоит сделать важное отступление – в игре нет автоматического сохранения, кроме финальной миссии, а это значит, что если вы вручную не сохранились в специальной точке уровня, то в случае гибели вам придется проходить весь путь со всеми вставками, событиями и задачами с самого начала. Альтернативный вариант еще хуже – иногда точка сохранения находится за пределами целых уровней, поэтому вам приходится начинать не просто с начала эпизода, а перепроходить два этапа, наслаждаясь длительными загрузками между ними.
Так вот, осилив десятиминутную дорогу к злополучной двери, вы, подготовленные другими стелс-проектами, начинаете искать новые маршруты прохождения местности. Единственный воздуховод зациклен на ту же комнату, и остается пробираться на корточках мимо злых людей. Вы аккуратно идете к двери, выходите в открытое помещение и начинаете красться за одним из охранников, который смотрит в другую сторону, но он неожиданно замечает вас через спину в темноте — один выстрел, и снова 10 минут похода с точки сохранения. На этот раз вы решаете, что, наверное, в движениях врага есть какой-то паттерн, и вы можете проскочить незамеченным. Вы выбираете, как вам кажется, удачное время и снова получаете пулю в лоб. В следующий раз вы пробуете убрать врагов по одному, ударив противника сзади по голове монтировкой. Вы подкрадываетесь сзади, наносите первый удар и получаете еще одну пулю.
Становится ясно, что обычные стелс механики попросту не работают, и можно попробовать более хитрое решение. Вы выходите в распахнутые двери, как железный человек, привлекаете внимание врага, и ждете, спрятавшись в воздуховоде, когда он подойдет к двери. Двери закрываются, и проходит вечность, прежде чем вы понимаете, что враг не придет. Наполнившись девичьей печалью, вы возвращаетесь, светите фонариком в лицо тупому боту и убегаете за двери, поджидая за углом. Он доходит до проема и разворачивается назад — вы выбегаете в метре от него и снова прячетесь в воздуховоде. О чудо: он заходит в помещение и становится на выходе из воздуховода. И стоит там добрых 15 минут и никуда не выходит, а вы не можете провести свою стелс атаку. Вы плюете на все и забиваете несчастного монтировкой, выйдя из-за угла комнаты. После чего вас убивает пуля, пущенная через закрытую дверь другим охранником, который выстрелил сквозь 20 сантиметровую бронированную дверь и попал вам точно в голову! Вы психуете, ставите сложность на Easy и вновь доходите до двери. Мигаете фонариком, привлекая врага и забиваете его монтировкой, потом второго. От третьего вы прячетесь и слышите сквозь дверь: “Наверное, мне показалось” и шаги удаляющегося бандита. Иными словами, увидев трупы своих друзей, этот скудоумный решил, что ему показалось. Вы выходите ему на встречу, как Геракл против Немейского льва и добиваете несчастного разводным ключем. Казалось бы, вот она победа – перед вами трупы поверженных врагов и куча современного оружия, но ни одну из пушек вы не можете взять. Создатели решили, что вам полагается только специальный пистолет, который лежит в закрытом помещении на столе очередного ключевого персонажа. Но проходит несколько часов и правила игры меняются: вы находите целую коллекцию оружия, ловко отстреливая и обирая местных повстанцев, а игра из Survival Horror превращается в третьесортный шутер.
Но потом — о чудо – появляется Чужой. Стальное тело совершенной машины убийства внушает страх и благоговение. Наученные многочисленными трейлерами, вы умело прячетесь в шкафчиках, собираете шумовые приборы, чтобы отвлекать внимание твари, но затем наступает усталость. Создатели гонят вас из одной части станции в другую, потом обратно и снова обратно, подсовывая вам все те же интерьеры и задачи. Включи генератор, перезапусти, выключи, включи, открой, присоедини – как бы ни менялись глаголы, действия остаются одними и теми же. При этом – самое печальное — Чужой оказывается совсем не умным сверхорганизмом, а тупой собакой, следующей за вами по пятам. Он тормоз, который мешает вам проходить уровни быстро. Вы ползаете и перемещаетесь на корточках по полу, по воздуховоду, между столами и компьютерами, по лабораториям и больничным палатам. Если вы встали и прошли три шага – Чужой с огромным удовольствием выбежит из-за угла и съест, разорвет и сломает ваше тело. Ему не мешает скрежет двигателей или шум взрывов. Представьте, что герой Стетхема во время взрыва здания ползет на корточках, пытаясь не создавать шума, или Люк Скайвокер ползком убегает от штурмовиков. Нелепо? Только не для Alien: Isolation. Если корабль распадается на части, и вы внезапно решили побежать, то знайте, что вы поступили неправильно. За пеленой шума Чужой услышит ваши шаги и, как написано в подсказках от авторов: не пытайтесь убежать от инопланетянина – он бегает быстрее. Поэтому все горит и взрывается, а вы на корточках ползете через весь этап, сверяясь по эхолокатору. Но даже в этом случае вы не можете быть уверены – чистый прибор ничто перед силой телепортации волшебных и многочисленных люков, из которых может прыгнуть Чужой, который еще недавно находился в другом конце уровня, и Game Over с потерянными 30 минутами сложных комбинаций и головоломок вам обеспечены. Никто не виноват, что там не было консоли сохранения. Это «хардкор», друзья, причем на любом уровне сложности вас ждут одни и те же сюрпризы.
А еще Чужой никак не реагирует на шум бандитов или местных Андроидов. Понятно, что неорганические формы жизни его не интересуют, но другие люди им также полностью игнорируются, только если вы специально не привлечете к ним внимания или этого не потребуют сюжетные скрипты.
Впрочем, история с Андроидами достойна отдельного освещения. Представьте себе горящие лучами реакторы. Вы спускаетесь на лифте, чтобы перезапустить систему и улететь с этой чертовой станции. Вам на встречу идут усиленные Андроиды, против которых не работает ни электрошокер, ни импульсная мина. Вы стреляете во врага из дробовика пять раз, но он все равно не падает — во время финального выстрела включается анимация захвата, и пуля не засчитывается. Зато Андроид с удовольствием вас душит – вы нажимаете QTE и вырываетесь из его объятий, но вот одна беда — у вас нет патронов, зато один удар разводным ключом, и проблема решена. Но враг перехватывает ключ – снова QTE, и вы погибаете со сломанной шеей.
Вы стреляете в Андроида из болтера. Двух выстрелов достаточно, но за первым идут еще трое. Вы тратите все патроны, кроме огнемета, перезапускаете первый реактор, и вам навстречу выходит еще пять врагов. Вы поджигаете их из огнемета и бросаете им под ноги единственную бомбу. Она отскакивает назад, и вы погибаете в море кишок и смазки. Перезапуск – вы поджигаете первую партию роботов-противников, но они горящие праведным пламенем хватают вас за горло, и вы тоже превращаетесь в живой факел, погибая и не успев провести QTE. Вы вновь предпринимаете попытку, потом еще одну и вот вторая волна побита. Вам остается запустить еще три реактора и угадайте, что случается дальше? Верно – после каждого запуска вас встречает веселая команда андроидов-аниматоров. У вас почти нет оружия, и вы действуете на пределе своих сил. Вы не можете обойти врага – в любом случае он зажмет вас в углу, и вы погибнете. Это стелс-приключение? Не думайте, что в остальных девятнадцати миссиях игра сильно отличается от приведенных примеров. Столь бездумный экшн встречается очень часто во второй половине игры. Прибавьте к этому поломанных андроидов, которые хватают вас за ногу и призывают совершенного хищника, и вы получите всю степень неправильного эмоционального напряжения.
Но давайте вернемся к Чужому – действительно ли он столь умен, как обещали разработчики? Я уже описывал выше, как он телепортируется к вам в случае обычного шага. Можно ведь скрываться в шкафу – можно, только Чужой может ходить кругами 20 минут. Просто ходить рядом с шкафом пока не появится (а она обязательно появится) надпись: “Нажмите левый бампер, чтобы задержать дыхание”, и, если вы не успели, то вас быстро съедят или в случае с людьми — застрелят. А еще инопланетянин славно тупит – вбежав в комнату, он смотрит на стену и о чем-то размышляет, а потом уходит в воздуховод. Роботы и люди тоже любят тупить, стоя на месте по несколько минут, даже если вы находитесь перед ними с заряженным дробовиком. В результате вся игра превращается в суровый однообразный бэктрекинг ползком по одним и тем же уровням, которые лишь немного меняются по мере разрушения станции от одной точки сохранения до другой.
В сохранениях есть свои плюсы: они гарантируют, что при загрузке уровня Чужой будет телепортирован куда подальше от игрока, но так как сохранение происходит очень медленно, есть шанс, что Чужой вас настигнет, и вы погибните на половине сохранения, которое не будет засчитано. На поздних этапах точку сохранения можно использовать только раз с большим временным разрывом, что делает игру еще более напрягающей. В финальной миссии вас ждет пару мест с автосейвом и то из-за ловушки с поездом (да в глубоком космосе, вас сбивает электричка на полном ходу), но даже это не вызывает чувства благодарности.
Не стоит думать, что Alien: Isolation — это только неудачные экшн-постановки, занудные задания и однообразные ползание на корточках от одной точки сохранения до другой. Есть в игре и несколько светлых моментов, кроме действительно впечатляющей графики. Начало игры, воспоминания о планете и несколько миссий без Чужого и Андроидов выглядят почти идеально. Сбор предметов, создание аптечек, бомб и коктейлей Молотова вместе с поисками модификаторов для шифратора и резака вызывает положительные эмоции, также как прослушивание дневников и исследовательская часть игры (только здесь вы обратите внимание, что за окном станции каждые пять секунд пролетает одна и та же деталь).
В остальном создается впечатление, что авторы просто не понимают, как надо делать игры жанра стелс, а им еще в последний момент навязали экшн-составляющую и искусственное увеличение протяженности игры, которое проявляется за счет надоедливого Чужого, тупых роботов и заданий, где хождение по гигантскому уровню пять раз туда-сюда и обратно считается нормальным. Причем первое дополнение к Alien: Isolation – Last Survivor, хоть и длится всего 30 минут, ощущается на несколько порядков лучше оригинальной игры, что добавляет общего разочарования. Возможно, продолжение, открыто заявленное в конце истории, окажется лучше оригинала, но пока этот проект тянет на еще одно разочарование года.
Автор — XTR, редактирование — ACE, OPEX
Игра пройдена на PS4.
Источник: