Не отнять у русского человека необъяснимой тяги к советскому прошлому — к корням стремимся, к истокам — не иначе. Залезешь, бывает, убраться на антресоли, вытащишь старенькие папины кирзачи, вдохнешь запах «натуральной кожи», и сразу перед глазами родные сердцу образы предстают — вон Ванька с третьего подъезда, стройка с карбидом, прятки всем двором на пустыре, отгороженном бетонным забором в «квадратик», паспортный стол с полуразвалившимися сидениями из досок и дермантина с характерным запахом канцелярского клея, аляповатые витрины «Гастрономов», которые и уцелели-то разве что в самых дальних уголках страны. Медленно, но верно вся эта постсоветская романтика уходит в прошлое — не тусуются больше детишки в коллекторах, все по «старбаксам» ходят, да в инстаграм трюфеля заморские шэрят… А господам от двадцати пяти и выше, остается лишь причитать аки старички за партией в домино, да предаваться ностальгии, загоняя еще с десяток «обрезов» Петровичу в баре на краю Зоны отчуждения. Ностальгия — дело тонкое…
Отталкиваясь от выстроенного в книге Дмитрия Глуховского сеттинга, украинская студия 4A Games выпустила в 2009 году Metro 2033 в версиях для Xbox 360 и PC, а в 2013 году, после долгой и мучительной агонии THQ, родили на свет Metro: Last Light, которая стала прямым сиквелом к прошлому проекту. Помимо повествования и нового сценария разработчики изрядно поработали и над некоторыми геймплейными аспектами, улучшив систему стрельбы и доведя до ума стелс. Примечательно, что вторая часть посетила уже обе консоли — мультиплатформа-то, как ни странно, прибыли приносит больше.
Но вот сменилось поколение, и талантливая в общем-то команда не нашла идеи лучше, чем выпустить переиздание обоих частей для новых платформ, да и кто б их винил, учитывая, что моду клепать «ремастеры» сейчас приняли на вооружение все кому не лень, начиная от first-party гигантов, и заканчивая подконтрольными зловещей Square Enix британскими командами.
И пока глава 4A метался между офисом студии, столпотворением Майдана и рупором ‘народной воли’ на своей страничке в Facebook, где обвинял злых русских в падении интереса к студии со стороны инвесторов, разработчики собрали таки Metro: Redux, успев выпустить сборник аккурат перед валом осенних хитов. Так, релизом в двух вариантах: по-отдельности в цифровом варианте, и в сборнике на дисковом носителе, братья-славяне шагнули в настоящий next-gen.
Выступая в роли Артема, главного героя обоих частей, нам предстоит изрядно побродить по руинам транспортной системы столицы, пережившей ядерный удар. Это значит что в программе ожидаются мутанты, темные коридоры, обезумевшие выжившие, странного вида пушки, собранные из подручных материалов, ну и, куда без этого, много-много ящичков с лутом, а также потайные места, где можно найти еще больше лута.
Как следует из фантазии автора книги и сценаристов Metro, спасшиеся от ядерной угрозы в тоннелях подземки, не придумали ничего интереснее, чем поделиться на фракции и начать уничтожать друг друга. Ах, как же это похоже на людей… Только вот повествование в целом при не самом плохом сюжете, так и не находит в себе сил выбиться за пределы привычного ширпотреба и середняка с затертыми до кровавых мозолей кат-сценами, состоящими из погонь и падений в пропасть. Даже если оставить в стороне придирки к реализму (все-таки в фантастику играем), затянутый и местами несвязный рассказ в какой-то момент начинает наскучивать, а потому нам не остается ничего кроме как упиваться чистым геймплеем.
Помимо расстрела фашистов, неокоммунистов и мутировавших зверолюдей из разнообразного арсенала, игроку предлагается проходить отдельные эпизоды в стелсе, ну а самым любопытным дозволено заняться эксплорингом, который вознаградит пользователя не только ачивкой, но и упрощающими прохождение боеприпасами и другими предметами инвентаря.
Как и S.T.A.L.K.E.R. с его «нащупыванием» пути при помощи болтов, лечением от радиации водкой и поеданием копченой колбасы, Metro тоже обладает своеобразными и довольно забавными «фишечками». К примеру, выходя на поверхность, зараженную радиоактивной пылью, нам придется надевать противогаз, фильтры к которому следует менять каждые пару минут, причем отследить их состояние можно будет при помощи таймера на наручных часах — такой вот минимализм в построении HUD’а! При желании в настройках сложности позволяется выбрать режим, полностью убирающий все элементы интерфейса — в таком случае количество патронов придется смотреть вручную, заглядывая в рожок и считая каждый снаряд самостоятельно. Более того, в издание по-умолчанию были добавлены режимы, выходившиее ранее в качестве отдельных DLC. Маска противогаза, к слову, имеет тенденцию запотевать, так что вам придется постоянно протирать стекло рукавом.
В процессе прохождения вы соберете целый набор разнообразных гаджетов, начиная от лазерного целеуказателя, и заканчивая прибором ночного видения, а вместо того чтобы собирать батарейки, достаточно будет воспользоваться портативным ручным генератором со встроенным аккумулятором — несколько нажатий курка, и мы снова готовы углубляться в зияющие чернотой бездны метрополитена. Оружие на дружественных станциях можно улучшать, добавляя прицелы, глушители и другие элементы. Так можно из обычного «калаша» собрать довольно неплохую снайперскую винтовку, убирающую врага с одного патрона.
Вследствие как-будто бы немного поумневших ботов проходить первую часть стелсом стало проще — ситуации, когда во время вашей аккуратной работы ножом вам за спину неслышно «заплывает» враг, способный одним выстрелом дроби отправить Артема к праотцам, сведены к минимуму. Ну, а в Last Light стелс и вовсе обзавелся индикатором, отображающим уровень тревоги противников, и направление, с которого на вас смотрит супостат.
Переделав код под Xbox One и PlayStation 4, авторы смогли не только довести графическое исполнение шутера до ума, но и добились весьма впечатляющей стабильной частоты фреймрейта в 60 кадров в секунду. Правда и тут не обошлось без трудностей, с которыми столкнулось большинство западных девелоперов — из-за маленькой пропускной способности ESRAM, версия для Xbox работает в разрешении 912р, против 1080р на PS4. Но даже несмотря на разницу оба порта наверняка порадуют владельцев консоли приятной графикой. Однако, полностью погрузиться в виртуальный мир нам будут мешать топорная анимация персонажей и озвучка — боты продолжают ходить походкой робота начала эпохи машин, а то и вовсе внезапно начнут подергивать конечностями. И, пускай, актер озвучки Ведьмака пытается убедить нас в вынужденности внесения в образ героя доли отсебятины (мол, не примут геймеры меланхоличного охотника на демонов), вслушиваясь в диалоги персонажей Metro, изобилующие блатняком и гоп-жаргоном, мы все-таки имеем полное право заявить, что отечественным актерам придется еще ой как долго расти до уровня своих западных коллег. И если понять, почему самым живучим в условиях апокалипсиса оказалось отборное быдло еще можно, то вот наигранные фразы путан, предлагающих свои услуги на отдельных станциях метро, или детей, которые клянчат у героя пули (местная валюта), звучат откровенно дешево и наигранно, вне зависимости от того, поставите ли Вы русскую звуковую дорожку или английский голос (Месье знает толк в извращениях).
И все же, несмотря на описанные преимущества, игру нельзя однозначно посоветовать всем геймерам. Уж явно она не рекомендуется к приобретению «зажравшимся» господам, ищущим новую струю в гейминге. Metro, несмотря на свой лоск, непривычный для «отечественных» проектов, обладает большим количеством характерных для них же проблем. Буквально каждый аспект игры на поверку выявляет определенную степень топорности. Неплохая история с привкусом «роудмуви» оборачивается наискучнейшим повествованием, нить которого теряется уже после первого часа. Местами встречается не до конца продуманный левел-дизайн, пускай значительное число локаций и позволяют проходить игру различными путями. Все, на что способны враги — переть в лоб, либо напротив сидеть в своем укрытии, отпуская в ваш адрес бесконечные оскорбления голосом с характерным ростовским акцентом. Графика при всей своей технологичности явно тоскует по более щедрому арту, да и атмосфера Совка зачастую ограничивается лишь нелепыми эмалированными кастрюльками и ватными телогрейками, в которые одеты боты. В Last Light ситуация чуть другая, поскольку тут чаще приходится вылезать в город.
Так или иначе, Redux можно предложить к приобретению хотя бы за живую механику перестрелок, в которых все как правило происходит очень быстро и весьма брутально. Купив диск с Metro, пользователь получает как минимум 25 часов увлекательной для игроков старой школы бродилки по темным подземельям с мутантами. Главное, не устать от постоянных загрузок между уровнями, про которые мы давно, казалось бы, позабыли.
Автор — CAH4E3, редактирование — OPEX, ACE
Игра пройдена на Xbox One.
Источник: