Сейчас, наверное, трудно найти хардкорного игрока, который не был бы наслышан об ATLUS. Эта студия ассоциируется с ролевыми играми серии Megami Tensei, Persona и современным приключением Catherine, которые мало кого оставляют равнодушными.
Франчайз Megami Tensei зародился в далёком 1987 году, когда вышла одноимённая игра, основанная на хоррор-рассказе Digital Devil Story за авторством Айи Нишитани. Тремя годами позже последовал независимый сиквел, а в 1992-ом разработчики выпустили новую часть, которую назвали Shin Megami Tensei, что в переводе с японского языка означает «Перерождение Истинной Богини».
На данный момент в этой серии представлено четыре игры и множество ответвлений, включая подсерии Persona, Devil Summoner, Devil Survivor и Digital Devil Saga. Четвертую номерную часть Shin Megami Tensei ждали почти десять лет и, наконец, дождались!
Исторически сложилось, что в играх серии SMT главный персонаж безымянный и бесхарактерный. Он олицетворяет собой игрока и его выбор. Но в этой игре создатели решили дать ему имя Флин, которое, впрочем, можно сменить на любое, как вам будет угодно. С характером всё по-прежнему. Это тот же молчаливый протагонист, который сам выбирает свою судьбу в водовороте сюжета. Действие игры разворачивается в постапокалиптическом мире с примесями киберпанка и вкраплениями фэнтези. Начинаясь на фоне пасторальных пейзажей средневекового города, вы перемещаетесь в мрачное запустение разрушенного Токио будущего. Кат-сцены отображаются в виде слегка анимированных картинок, что смотрится довольно дешево и является шагом назад по отношению к Shin Megami Tensei III: Nocturne. А вот музыкальное сопровождение очень удачное и грамотно передает мрачную атмосферу игры. Голосовая озвучка просто на высоте. Великолепная игра актёров делает персонажей более живыми.
Сюжет начинается с того, что в город при замке в Королевстве Микадо приходят двое юношей с мечтой стать самураями, защитниками людей от Зла. Но один из них не проходит ритуал посвящения. И нет, это не наш герой. Он, напротив, вполне успешно справляется с ним и становится “первогодкой”, одним из пяти прошедших ритуал новичков. Трое из этой пятёрки будут сопровождать нас через всю игру. И они же представляют три стороны конфликта: Джонатан — Порядок, Уолтер — Хаос, Изабо — нейтральный путь.
Джонатан и Уолтер – олицетворение классических ангела и чёрта, которые искушают человека, сидя у него на плечах. Один справа, другой слева. А Изабо изображает обычную человеческую нерешительность. Личности героев набросаны лёгкими мазками, но оставляют свой след. Вот Джонатан одобряет помилование какого-нибудь забулдыги, а вот Уолтер, которому нравятся наши жестокие действия. В то время как Изабо не может выбрать, как поступить. Но не стоит обманываться пустыми ожиданиями: эта троица всего лишь фон для героя, отражение путей его судьбы.
Все остальные ключевые персонажи, которые встретятся на пути нашего героя, обладают явно выраженными характерами. К ним невозможно относиться нейтрально. Они заставляют себя или уважать, или презирать, или ненавидеть. И далеко не всегда добро оказывается лучше зла. В мире Shin Megami Tensei IV всё относительно. И как спрашивает голос в самом начале: “Choose your destiny”.
В таких глобальных RPG-проектах особое внимание уделено исследованию мира. Первоначально навигация здесь в виде списочного меню, где мы выбираем пункт и переносимся в нужную локацию. С трёхмерной частью, которая представлена основными игровыми локациями, нас знакомят достаточно быстро. Нареканий к графической части нет, в игре присутствует множество локаций, внешне отличающихся друг от друга довольно сильно. Для подземелий и прочих трёхмерных зон присутствуют карты, что упрощает жизнь. Сложности же начинаются, когда мы проникаем в Токио. Навигация там представляет собой схематичную карту, на которой находятся разные объекты и наш герой, изображённый треугольником. И вот тут сам чёрт ногу сломит. Общей карты нет, а названия объектов подсвечиваются только тогда, когда мы подходим к ним вплотную. Более того, ключевые точки на карте приходится заучивать наизусть, а демонический дирижабль, который упростит передвижение, можно получить только лишь в конце игры.
Такой подход обусловлен нежеланием авторов сильно уходить от традиций серии, и иногда даже начинаешь получать извращённое удовольствие от таких блужданий. Пожалуй, это единственный серьёзный минус игры. Для людей, не знакомых с расположением районов Токио и его достопримечательностей, будет довольно проблематично перемещаться там, и придется долго привыкать.
На самих локациях мы занимаемся тем, что ловим демонов, собираем хабар, разные обломки вещей из современного нам мира – косметика, компьютеры и т.д., для последующей его перепродажи — основной приток денежных средств, общаемся с NPC и исследуем местность в поисках квестовых предметов. Перемещение между крупными участками карты происходит посредством специальных терминалов. В игре нет ненужных локаций. Если на местности нет события, то это значит, что вы что-то упустили, к примеру, не выполнили дополнительный квест. Сами локации не настолько большие, чтобы надоесть и не настолько пустые, чтобы разочаровать. Всё в меру. Домены сильных демонов, лужи крови и яда, пролитые по улицам Токио, создают атмосферу обречённости.
Помимо основного задания, в игре присутствуют побочные. Они делятся на несколько типов: доставка, убийство сильного врага, поиск важного предмета, DLC, фотографирование местности, тренировка в виде решения определённой боевой ситуации и турнир охотников. Эти задания позволят более подробно изучить мир, найти сильные предметы и даже открыть целую локацию, где продают лучшую экипировку, которая теперь полностью отображается на трёхмерной модели героя в игре.
После окончания одной из трёх сюжетных линий вам предложат New Game +, куда вы сможете перенести своего протагониста с его текущим уровнем, очками умений и заполненной книгой вызова демонов. Или же начать всё заново на новом витке сложности, где победить будет совсем не просто.
Победу нужно готовить. Для этого у нас есть несколько инструментов. И первый из них называется Fusion. Это ключевая механика, которая используется в играх серии Shin Megami Tensei. В четвертой части присутствуют две её разновидности. Обычный и специальный. Но чтобы что-то смешать, это что-то нужно сперва поймать. А как ловить, может задаться вопросом человек, который столкнулся с серией SMT впервые. Тут всё очень просто, но в то же время и крайне сложно. Демона нужно уговорить стать союзником. Первое задание, которое выполняет ваше альтер-эго в игре — это «ловля» трёх демонов. Для этого нужно вступить с ними в схватку. Демоны на игровой локации обозначены как ползающая клякса светло-голубого оттенка. И в каждой местности водится свой набор. Битв можно избегать, уклоняясь от этих клякс, или нанести упредительный удар в голову, после которого игра перенесёт нас на экран боя. А вот тут неподготовленный современный геймер может испытать шок. После трёхмерного игрового окружения перед нами предстают двухмерные демоны, а вид от третьего лица сменяется на вид от первого, прямо как в старых Shin Megami Tensei и других ролевых играх того времени, что опять-таки шаг назад по отношению к третьей части, где были красивые битвы с полностью трехмерными моделями.
Непонравившийся ответ, не хватило денег, нет предмета, который можно подарить, отказ принести жертву, неудавшаяся уловка — всё это может привести демона в ярость. И вместо приобретения нового союзника мы теряем все наши ходы. А демон может впасть в состояние «Smirk» (Зловещая ухмылка). Впрочем, это состояние знакомо не только противникам, но и нашему герою с его маленьким, но очень злобным войском. Оно повышает защитные характеристики и сильно увеличивает вероятность критических ударов. А это, в свою очередь, влияет на успех сражения. Также изменилась и система получения боевых умений нашим протагонистом. Новая игра принесла с собой механику «Шёпот» — при повышении уровня, у демона может сработать триггер этой механики и он предложит нам выучить один из скиллов, которыми владеет. Если же мы уже знаем какое-либо из умений демона, то наше умение изменит свой префикс на +1, вплоть до +8, что делает его сильнее.
В игре используется The Press Turn System, перешедшая из прошлых частей. Ключевая особенность этой системы в том, что у всех противников есть уязвимости и сопротивления. Если угадываем с уязвимостью или наносим критический удар, то получаем +1 экстра ход. Если промахиваемся — теряем два хода. Также при особо неудачном ударе можно отдать ход противнику. Это верно и по применению к нашему герою и его команде.
В режиме боя уговорить демона присоединиться может только наш протагонист с помощью специальных скиллов, которыми нас наделяет компьютер с искусственным интеллектом. С каждым повышением уровня главный герой получает 10 очков, которые можно потратить на разные скиллы-программы. К примеру, возможность понимания демонов, даже если они не говорят на людском языке. Или повышение количества умений, которые могут использовать герой и демоны. В течение нескольких последующих заданий вы научитесь почти всем базовым действиям в игре, что сразу делает вашу жизнь проще, а на сладкое останутся только нюансы, которых, конечно же, очень много.
После того, как в вашем распоряжении окажутся два или более демона, можно начинать готовить. Для этого в меню есть опция Cathedral of Shadows, где и происходит смешивание. Обычный Fusion позволяет смешать двух разных демонов для получения третьего. А Special Fusion служит для получения редкого демона и обычно требует трёх, а иногда и четырёх демонов. Все “ингредиенты” в игре обладают уникальными сочетаниями скиллов и особенностей. Один умеет бить молнией и защищён от тьмы, второй поджаривает противников и более вынослив к физическому урону. Скиллы делятся на пассивные, активные и врождённые. Пассивные скиллы не требуют трат маны, врождённые присущи определённому демону, например, сопротивление болезни, яду или атака по группе. Активные скиллы тратят ману. Это основные боевые и защитные умения. В результате Fusion, новый демон получает активные и пассивные скиллы. Всего их может быть до восьми. Для успешной игры требуется грамотный менеджмент способностей. Мы можем самостоятельно назначать умения для наследника с помощью довольно удобного и информативного интерфейса.
Также демонов можно вызвать за местную валюту из специального гримуара — Compendium, где регистрируются все повстречавшиеся вам создания. Если у вас получился особо удачный экземпляр демона и не хочется его терять, то можно его перерегистрировать с новыми параметрами за определённую сумму. Что же касается их дизайнов и количества, то фанаты не будут разочарованы. Четвёртая часть предлагает нам около 400 демонов, как новых, так и старых.
Проигрыш в бою, особенно на первых порах, вещь довольно частая, но и тут для новичков есть поблажка. После смерти персонаж попадает на переправу к Харону, который может нас воскресить. Естественно, не за бесплатно. Предоставляется выбор — либо платим звонкой монетой, либо Game Coin, которые зарабатываются на Nintendo 3DS при путешествиях с включенной сложенной приставкой. После двух проигрышей подряд открывается возможность изменения сложности игры. Так же изменилась и система сохранений, став ближе к портативному формату. Сохраняться и загружаться можно в любом месте.
Shin Megami Tensei IV, без сомнения, на сегодняшний день одна из лучших японских ролевых игр на платформе Nintendo 3DS со своими сильными и слабыми сторонами. Неудобная навигация по Токио и некая бюджетность компенсируются невероятно глубокими ролевой и боевой системами с возможностью избегать внесюжетных схваток и нелинейностью. Отличное музыкальное сопровождение задаёт общий тон и не даст заскучать во время исследования локаций. Кроме того, великолепная информативность меню и вводные задания сделали игру ближе к новичкам, поэтому Shin Megami Tensei IV – отличный шанс познакомиться с серией.
Автор — Sho, редактирование — Kyle Atreides. ACE, OPEX
Игра пройдена на Nintendo 3DS.
P.S. В Европе игра вышла исключительно в виде цифровой версии. Стоимость проекта в e-Shop составляет всего 799 рублей.
Источник: