The Talos Principle – игра-загадка. Поражая своей красотой, она заманивает ничего не подозревающих добровольцев в свои сети, опутывает с ног до головы и отправляет в далекое путешествие, полное тяжких испытаний и неожиданных открытий. Трудно было даже предположить, что разработчики развеселого шутера Serious Sam способны взять на себя ношу не только массовиков-затейников, но и, не побоюсь этого слова, просветителей. Для этого, в помощь был зазван талантливый сценарист Том Жюбер, работавший над трилогией Penumbra и автор сюжета The Swapper

Все начинается без каких-либо разъяснений и предысторий. Откуда-то издалека раздается громовой голос невидимого Элохима («Бог» в переводе с иврита), по-отечески тепло приветствующего пробудившегося ото сна главного героя – тщедушного человекообразного робота. Он оказывается в причудливом, живописном саду: освещаемые ярким солнцем, со всех сторон его окружают поросшие густой травой древнеримские руины и античные статуи, мирно соседствующие с футуристическими технологиями. И вот первые препятствия: силовые барьеры, парящие в воздухе мины и смертоносные пулеметы, закрепленные на стенах. Что это? Кто это создал? Еще рано задаваться этими вопросами. Покамест в качестве главного орудия труда выступает похожий на старинную кинокамеру аппарат, с помощью электромагнитного луча нейтрализующий любые опасности и преграды. Решение обучающих задач дается легко. Но это лишь только начало…

Во многом благодаря чувству, будто над тобой проводят эксперимент по тренировке логического мышления, первые ассоциации отсылают к шедевру студии Valve – Portal. С изобразительной стороны, The Talos Principle уходит от стерильной обстановки хай-тек лабораторий, взамен преподнося красочный сочный мир, в котором бок о бок сосуществуют три разные исторические эпохи. Помимо уже упомянутого Древнего Рима (в игре именуемого – «земля руин»), присутствует Древний Египет («земля смерти») с его величественными пирамидами, гробницами и горами песка, а также «мир веры» — фантазия на тему средневековой Европы. Попасть в один из миров можно через храмы — своеобразные порталы или «хабы», которые соединены системой лифтов, ведущих в конечном итоге к гигантской черной башне, уходящей высоко за облака. Мудрый голос Элохима заранее предупреждает нерадивого робота остерегаться башни, но подчиниться или ослушаться – решать игроку. Структура игры нелинейная, и лишь определенные объективные причины могут помешать беспрепятственному перемещению в пространстве. Это, пожалуй, коренное отличие между творением студии Croteam и именитым конкурентом в лице Portal, где разработчики выбрали четкий, последовательный метод подачи сюжета и геймплея. 

Для открытия новых локаций необходимы особые геометрические фигуры, которые напоминают формы из Тетриса. Каждая из них спрятана на многочисленных аренах-головоломках. Баланс сложности довольно гибкий, и никто не будет мучить игрока, попавшего в тупик. Другое дело, никаких подсказок тоже нет. Изучение и самосовершенствование – вот основы здешней системы. В начале ощущаешь себя беззащитным и брошенным на произвол судьбы в незнакомом месте. Все кажется непонятным, а первые успехи воспринимаются с безмерной радостью. По мере прохождения, опыт будет накапливаться не у виртуального персонажа, а у самого играющего, и реализация данного сложного психологического и интеллектуального процесса выполнена на поистине гроссмейстерском уровне. Сами же паззлы, хоть и не блещут инновациями, но по степени продуманности практически не имеют достойных аналогов среди современных игр. В одну коллекцию собраны уже относительно знакомые хитрости с передвижением ящиков, переключением рубильников, объединением лучей в одну непрерывную цепь, записью «двойника» повторяющим действия игрока и так далее. В общей сложности, в The Talos Principle более ста уникальных заданий и ни одно нельзя назвать лишним или неинтересным. Зачастую, от успешно приложенных умственных усилий получаешь не только чувство удовлетворения, но и чисто эстетическое удовольствие. Некоторые местные головоломки, в завершенном состоянии, напоминают произведения искусства. Представьте лазерные установки, парящие в воздухе, создающие запутанные системы разноцветных лучей, бьющие на огромные расстояния и, в конце, просачивающиеся через проем размером со слуховое окошко.

Когда же игрок устанет ломать себе голову, он всегда может отправиться на прогулку полюбоваться завораживающими пейзажами, а также поискать секреты и… Правду. Как бы забавно это не звучало, поиски истины — одна первоочередных целей игры. После нескольких часов упражнений для ума, невольно начинаешь задаваться вопросом – а к чему собственно это все ведет? И каково же удивление, когда в один прекрасный момент, с другой стороны бездушного экрана, Некто спрашивает то же самое. Слоняясь по мирам, игрок, то тут, то там, находит загадочные компьютерные терминалы. Они играют ключевую роль в подаче сюжета, который придется собирать буквально по крупицам информации: через изобилующие намеками сообщения, оставленные группой ученых, их личную переписку, притчи и прочие архивные записи. Но самая любопытная часть начинается, когда компьютер вступает в прямой диалог с игроком. Здесь, как в заправских RPG вольно самому выбирать варианты ответа на различные каверзные реплики и вопросы искусственного интеллекта. Некоторые из них заставляют всерьез задуматься. Проект необычным образом превращается из сборника паззлов в настоящее философское размышление. Поднимаются темы происхождения мира, природы человека, смысла жизни, предназначения, реального и нереального, правды и лжи. Причем делается это весьма ненавязчиво, как бы необязательно. Вроде, маленькому роботу можно про такое и не знать, и не читать. На вопрос въедливого компьютера о совести, можно ответить нечто вроде: «лягушки – тоже люди» и преспокойно бежать развлекаться в потешных лабиринтах бесконечных загадок, как собачка, виляя хвостом, принимая бурную похвалу Элохима. Все зависит от игрока – хочет ли он узнать, что стоит за окружающим его миром или же просто пребывать в блаженном незнании. В принципе, на высокую итоговую оценку игры, это вряд ли повлияет и именно в этом и кроется суть The Talos Principle. Все мы живем в одной вселенной, все равны, все счастливы одинаково, нас отличает лишь то, насколько глубоко мы стремимся познать первопричины нашего бытия. Что мы? Из чего мы? Ради чего? Что было в начале?

Техническая сторона проекта не только не ударяет в грязь лицом – она почти безупречна. За все время прохождения, на пути не встретился не один мало-мальски значимый баг. Игра отполирована до блеска, текстуры даже в углах локаций не позволяют себе роскоши «порваться» на части, частота кадров стабильно высока даже в местах насыщенных прекрасно детализированной растительностью и световыми эффектами. Придраться решительно не к чему, хотя наверняка найдутся и те, кому графическое оформление покажется скромным, не «выжимающим» максимум из мощного железа современных ПК и консолей. Но вот перед восхитительным звуковым дизайном и саундтреком не устоят даже самые упертые привереды. Музыкальный фон состоит из безмятежного эмбиента, в котором смешиваются меланхоличные фортепианные мелодии, электронная музыка, а также тематические и религиозные мотивы, например, католический хорал. 

Зацепок для серьезной критики немного. Во-первых, это, как ни странно, большая продолжительность игры. Для полного прохождения и открытия всех секретов потребуется, как минимум, часов 25, а то и больше. Возрастающий уровень сложности паззлов, в конце концов, может начать утомлять. Не в смысле наскучить – а именно утомить. Мозгу нужен отдых, поэтому желательно употреблять The Talos Principle, дозировано. Во-вторых, можно уличить Croteam в некотором само копировании. Дизайн локации посвященной Древнему Египту тихой сапой перекочевал из предыдущего проекта студии, также как и интерфейс меню. Назвать это откровенной халтурой, тем не менее, язык не поворачивается, ведь многое было доделано и переделано, а остальные уровни игры честно созданы с нуля. 

***

Если вам надоели бездумные коридорные шутеры по пять-семь часов, мультиплеерные баталии со школьниками и помпезные, претенциозные RPG с тонной бесполезного контента и есть стремление напрячь серое вещество, то, без всяких сомнений, The Talos Principle примет вас в свои теплые объятия. Помимо незаурядной, грамотной механики, игра позволит проникнуться редкой по своей цельности историей и умиротворяющей атмосферой. И даже, возможно, даст снова почувствовать себя маленьким ребенком, стоящим на пороге неизведанного.

Автор — Shibito, редактирование — ACE

Игра пройдена на PC.

Источник: gamemag.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям