За прошедшие годы студия Creative Assembly неоднократно экспериментировала со своим детищем. Игроки вели древнеримские войска, боролись с противниками на просторах средневековой Европы, выясняли отношения с самураями и даже противостояли ордам Хаоса на просторах вселенной Warhammer. Однако в этот раз нам предстоит окунуться в древний Китай.
Total War: Three Kingdoms рассказывает об Эпохе Троецарствия, которая началась примерно в 190-ом году нашей эры. Просуществовавшая почти четыре века империя Хань мучительно умирает, пока в стране бушует восстание желтых повязок. Воспользовавшись сложной ситуацией, к власти приходит полководец Дун Чжо, при котором новый император Лю Сэ становится марионеткой. Параллельно с этим по всему Китаю начинается гражданская война, которая приведет к рождению на руинах империи новых царств: Вэй (основатель — Цао Цао), У (основатель — Сунь Це) и Шу (основатель — Лю Бэй). Это одна из самых заметных глав в истории Китая, подтолкнувшей к созданию огромного числа фильмов, книг и даже игр (например, Dynasty Warriors).
В своем новом проекте Creative Assembly попыталась воссоздать не просто стандартный Total War, но сделать игрока частью эпоса, в котором есть место могучим богатырям, способным одной левой уничтожить десятки вражеских солдат. Поэтому в игре на выбор сразу дается два режима: “Роман” и “Хроники”.
Первый вариант берет за основу концепцию Total War: Warhammer, когда герои действуют индивидуально от остальных отрядов и являются серьезной боевой единицей, способной обращать в бегство целые вражеские войска. Отчасти это отдает RTS-прочтением мусо-игр из серии Dynasty Warriors. Кроме того, герои могут вызывать друг друга на дуэли на поле боя, в рамках которых остальные юниты их игнорируют до тех пор, пока один из борцов не погибнет.
В свою очередь “Хроники” — это классический Total War, где все более привычно — герои действуют в составе отряда телохранителей и не могут класть толпы врагов. Простые же солдаты выдыхаются гораздо быстрее во время боя, чем их мифические собратья.
Система героев получила продолжение: военачальники не только получают перки и активные скиллы, но и могут менять экипировку: оружие, лошадей, советников, аксессуары. Кроме того, они делятся на несколько классов, что делает их полезными в конкретных сценариях. Часть полководцев эффективны в ближнем бою, другие оказывают пассивную поддержку союзным отрядам. При этом стоит предупредить, что скилы не активны в классическом режиме.
При формировании армии стоит учитывать, что она состоит максимум из трех генералов, каждый из которых может призвать до шести отрядов. В противном случае вам придется вести в бой значительно меньше бойцов.
Учитывая огромную карту, состоящую из порядка 200 областей, одним только военным нахрапом победу не одержать. И тут в дело вступает переработанная система дипломатии. В отличие от старых игр серии, все переговоры проходят в стандартном для игр подобного жанра режима: открываем меню и выбираем нужного человека. Учитывается огромное количество факторов: не нарушаете ли вы договоренностей с другими, какова ваша сила и ресурсная база.
Система также распространяется и на других личностей на карте. Скажем, казнив вражеского генерала, вы можете настроить против себя лидера соседнего государства, который был близким родственником усопшего. Или наоборот — отпустив человека за выкуп, вы можете укрепить связи с колеблющимся оппонентом.
Система союзов также была доработана. К опции слияния и военных союзов появилась возможность стать вассалом другой нации. Или принудить к этому более слабого игрока. В этом есть свои плюсы: перейдя под крыло сильного генерала, можно защитить свои владения от опасного оппонента.
Однако не обошлось и без ложки дегтя. Дело в том, что между ходами вам могут поступать различные предложения от других фракций. Но вы не сможете посмотреть, какие отношения у вашего собеседника с другими фракциям. А это очень важно, ибо на поздних этапах игры выстраиваются целые пирамиды иерархий, в которых одна из команд может быть вассалом другой, которая может вассалом еще более сильной группировки.
Также наблюдаются и баги. Например, на 109-м ходу я объявил соседней фракции войну. Когда на 110-м ходу я пошел штурмовать их город, выяснилось, что он нейтральный — пришлось по-новой объявлять войну, что влияет на доверие к вам других наций. При этом ни в какие союзы оппонент за прошедший ход не вступал.
Абсурд произошел и при попытке сформировать военный альянс с соседом, ибо бороться предлагалось с ним самим.
Система взаимоотношений и экипировки перегружена. Когда игрок достиг ранга герцог и обзавелся свитой / женой / детьми / губернаторами / советниками / полководцами, все эти книги, лошадей и статуэтки ты распределяешь не глядя. Да, у каждого персонажа есть много статов, перков и желаний. Однако главное — поддерживать взаимоотношения с ними на приемлемом уровне. Для этого обычно надо или дать должность, или повысить зарплату. В моем случае с этим проблем не было.
Вопросы вызывает и система шпионажа. Разведка мало на что влияет, а агента можно потерять, потому что он может проникнуться симпатией к своему новому владыке. И сделать вы ничего не сможете — только преждевременно разорвать с ним связи или он передумает менять место работы.
Правда все это не слишком портит впечатление о проекта. В активе новой Total War по-прежнему остается классический геймплей и великолепный сеттинг. Художники и композиторы, работавшие над Total War: Three Kingdoms, постарались на славу. Базовые механики также остались на месте и обросли подробностями. На глобальной карте необходимо заботиться о продовольствии: еду нужно не только выращивать, но и хранить, так как зимой или во время нашествия саранчи производство сильно падает. В голове нужно держать и тыловое обеспечение армии: если не будет припасов, солдаты начнут умирать и разбегаться.
Допущенные при создании спин-оффа Thrones of Britannia ошибки также были учтены. Да, мы опять не получили морских сражений, однако разработчики все же вернули отряды для обороны шахт, полей и прочих промышленных центров, поэтому идиотская тактика по захвату незащищенных регионов тут не работает. Однако игрок может воспользоваться добротой союзников и попытаться аннексировать приглянувшийся регион.
Доработана и система рекрутов: вы можете нанять отряды, однако необходимо время, чтобы созвать людей.
Сама экспансия на карте была модернизирована, превратившись в своеобразную вариацию захвата флага. На территории Китая находится император. Фракция, которая его удерживает, получает ряд преимуществ, а также вассала в виде фракции Империя Хань. Конечной же целью служит достижение максимального ранга, захват определенного количества земель и провозглашение себя новым императором. Для этого придется грамотно использовать доступные опции: у каждой фракции довольно неравные стартовые возможности. Цао-Цао считается “легким” персонажем и имеет в своем распоряжении на раннем этапе ряд территорий. Лю Бэй же стартует вообще без подконтрольных населенных пунктов. Однако его оружием является дипломатия. Но когда она исчерпывает себя, наступает время войны.
Бои происходят в реальном времени и выглядят довольно зрелищно за счет героев. Сеттинг также играет в плюс: сражения в устье реки, на рисовых полях, в зимнюю стужу, штурм китайских городов… Смотрится очень атмосферно. Дополняет все это система “У-син”, которая заменяет концепцию камень-ножницы-бумага. В соответствии с ней юниты поделены на пять элементов: Огонь, Земля, Дерево, Металл и Вода. Каждый из элементов не только антипод, но и может дополнять другой. Самый простой вариант — конница поддерживает пехоту при атаке лучников. Это распространяется и на офицеров, которые эффективны при определенных сценариях.
***
Total War: Three Kingdoms не является идеальной частью популярной серии, но по-прежнему остается очень затягивающим развлечением на десятки часов игрового процесса. Идея перенести сеттинг в Древний Китай оказалась настоящим козырем в рукаве талантливых разработчиков, а досадные недочеты, скорее всего, будут исправлены ближайшими обновлениями.
Источник: