Возвращение Square-Enix к классическим пошаговым играм в духе старых Final Fantasy в лице Bravely Default действительно подавало большие надежды. В команде разработчиков был гениальный художник Акихико Йосида (Vagrant Story), талантливый писатель Наотака Хаяши (Steins;Gate) и композитор Revo (Attack on Titan).
Несмотря на кажущееся соответствие канонам, Bravely Default пытается привнести инновации в жанр пошаговых ролевых игр, добавляя две базовые боевые стойки – «Brave» и «Default». Первая позволяет персонажу подряд атаковать четыре раза за один ход, после чего происходит кулдаун, не дающий совершать действия четыре хода. В свою очередь, «Default» является своеобразным блоком, который накапливает очки хода для дальнейшего использования в битвах. В теории, интересная идея с растратой и экономией ходов должна была привнести тактическую глубину в игровой процесс, но на деле кажется неуместным фетишем разработчиков, которые искусственно растягивают и без того неинтересные битвы. Используя «Brave» вам приходится раз за разом кликать по одним и тем же опциям в меню для нанесения серии ударов, а если для убийства противника их силы не хватило, то мучительно ждать следующего хода, наблюдая, как вашу партию избивает очередной враг, и подлечиваясь заклинаниями белого мага, время от времени защищенного стойкой «Default». В игре есть функция автоматического боя, что скрашивает процесс избиения местной фауны.
Хоть какую-то глубину в геймплей добавляет классическая система профессий из Final Fantasy V. Каждый класс имеет собственный костюм и набор скиллов, а также определяет характеристики персонажей. Разумеется, классы можно менять, оставляя некое количество способностей уже изученной профессии. Всего их 24, они появляются либо по сюжету, либо в побочных заданиях, однако и тут разработчики подложили свинью. Сложность врагов и особенно боссов искусственно завышена, поэтому приходиться подолгу заниматься совершенно неинтересным гриндом, либо покупать SP Drinks за реальные деньги во встроенном в игру онлайн магазине. Используя очки SP, вы сможете включить функцию Bravely Second, которая остановит время и даст дополнительные ходы. Конечно, SP можно получить бесплатно, но для этого вам потребуется по восемь часов держать консоль со включенной игрой в закрытом состоянии, что, как говорит главная героиня игры, absolutely unacceptable!
Кстати, о героине. Не смотря на эффектный образ, представленный маркетинговым отделом Square-Enix во многочисленных рекламных роликах, Агнес — совершенно омерзительная кучка полигонов, которая раздражает своим неадекватным поведением на протяжении всей игры. Героиня словно лишена инстинкта самосохранения и постоянно пытается противиться любым благим начинаниям других персонажей, раз за разом выкрикивая коронное «unacceptable», успевшее стать мемом в различных интернет сообществах. К сожалению, именно она имеет способность очищать кристаллы от тьмы, поэтому ее истошный голос вам придется терпеть до самого финала.
Остальные партийные персонажи не так раздражают, но и не вызывают резких позитивных эмоций. Тиз – типичный хороший парень – говорит мало и пытается помогать всем, в особенности Агнес. Рингабел страдает от амнезии и красноречив, но его пошлые шутки начинают утомлять довольно быстро, к тому же разработчики слабо объясняют его мотивацию. Белокурая Эдея хороша, но, как и в случае с Рингабелом, ее мотивация недостаточно ясна: неадекватность старшего по званию — слабый повод для государственной измены.
Диалоги как будто специально написаны для очень глупых детей и поражают наивностью и недалекостью персонажей. Герои учат жить и читают лекции всем подряд, параллельно обсуждая тортики, но когда дело доходит до них самих, поступают глупо и непредусмотрительно. Зачастую разговоры попросту лишены смысла и написаны лишь для того, чтобы потянуть время. Это особенно касается местного Party Chat, знакомого по серии Tales of. Враги соответствующие – уже в самом начале игры вы встретите карикатурного злодея-заику с явно прогрессирующим косоглазием.
Подземелья примитивны. Максимум на что хватило фантазии у авторов – это ловушки с песком и отравляющим газом, а также переключатели, которые открывают двери. Но самое «гениальное» решение вас ждет во второй половине игры, когда вас заставляют повторно пробегать уже пройденные локации и убивать ранее побежденных боссов… снова и снова. Даже сюжетное обоснование не может оправдать такую халтуру. Бессмысленная карта мира без загадок и тайников вас также разочарует. Толка от транспорта в итоге тоже нет никакого.
Разрекламированные в многочисленных трейлерах рисованные фоны выглядят красиво только на дальних планах. А когда вы начинаете движение, то камера приближается, демонстрируя плоские элементы окружения, а иногда и пятна грязи вместо текстур. Персонажи и монстры, в свою очередь, сделаны из полигонов и выглядят вполне симпатично. Однако в бою их анимация дерганная и слишком резкая. Кроме этого, противники в игре повторяются. На каждой новой локации больше половины врагов — старые, с новым окрасом и именем. Да и оформление арен зачастую примитивное: персонажи стоят стенка на стенку на плоском фоне. Иногда кажется, что вы играете в проект с iOS или Android, а не в дорогую jRPG для консолей.
Самый яркий элемент игры – музыка от Revo. Композитору удалось передать дух старых ролевых игр Square, однако со временем подмечаешь, что треки начинают крутить по кругу. С другой стороны, высок шанс того, что вы забросите Bravely Default раньше, чем успеете это обнаружить.
Под видом возвращения к классическим ролевым играм вроде Final Fantasy IX, Square-Enix толкает вполне привычный для себя продукт, на фоне которого приключения Лайтнинг покажутся настоящим шедевром. Несмотря на отличную музыку, систему классов и местами симпатичные фоны, копипаст, ориентация на гринд, однообразие механики, где главная инновация — донат, а также скучный сюжет вместе с одной из самых неудачных героинь в жанре не оставляют Bravely Default никаких шансов. Возможно, если вы тонкий ценитель, скучающий по пошаговым RPG, и прошли все остальные подобные проекты, игру можно попробовать, но есть серьезный риск забросить прохождение, почувствовав вкус горького разочарования.
Автор — ACE, редактирование — CAH4E3
Игра не пройдена на Nintendo 3DS.
Источник: