Проекты Atlus всегда были рассчитаны на узкую аудиторию — нишу любителей японских ролевых игр. Но даже среди такого сообщества встречаются те, кто не знаком с сериалом Etrian Odyssey. Это и не удивительно. Серия, которая началась еще на оригинальной Nintendo DS, всегда оставалась в тени других произведений студии. Особенно не везло европейским версиям – они либо вовсе не выходили, либо появлялись с сильным опозданием и без активной медиа поддержки. Не избежал подобной участи и европейский релиз четвертой части.
Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan не пытается очаровать геймеров дорогими роликами или трендовыми механиками. Вместо этого игра без лишнего пафоса воплощает концепцию, знакомую нам по древним Might & Magic и Eye of Beholder.
В самом начале вы создаете гильдию героев, которые отправляются на исследования земель близ города Тарсис. На выбор доступны семь базовых классов, позже вы получите доступ к еще трем. Ваша цель – священное древо Иггдрасиль, которое манит искателей приключений своим волшебным свечением где-то на горизонте. Героям расскажут старинную легенду о Титане, и о том, как люди ушли от древа, но произойдет это дай бог к двадцатому часу игры и совершенно ни к чему не обяжет игрока. Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan целиком и полностью концентрируется на геймплее.
Исследования – основная тема игры. Карта мира разбита на секции-песочницы, на которых есть ключевая локация, несколько побочных участков, точки сбора пищи, выход, а также сильные противники, патрулирующие окрестности. Все карты имеют несколько слоев-высот, на которых и расположены вышеперечисленные объекты, поэтому вам потребуются специальные улучшения для дирижабля, чтобы попасть наверх. Кроме особенностей ландшафта, некоторые земли защищены природными явлениями вроде торнадо, снегопадов или сильных встречных ветров. Зачастую их можно обходить, пролетая в низинах дол или выбирая другой маршрут, но некоторые обойти невозможно. Со временем, вы получите все необходимые улучшения, что позволит свободно изучать окрестности и попадать в ранее недоступные зоны. Почти во все уже открытые локации можно попасть прямо из города, что сильно сокращает бэктрекинг.
Сами подземелья выполнены в аскетичном духе старых ролевых игр, где вы в режиме реального времени перемещаетесь по клеточкам с возможностью разворота на 90 градусов. В начале они удивляют выбранной стилистикой — джунгли были крайне неожиданными — и, что самое важное, они отлично спланированы с точки зрения структуры прохождения. Проходя значительную часть уровня, вы обязательно откроете шорткат, ведущий в начало секции, поэтому бегать по одним и тем же отрезкам не требуется. Для удобства подобные места как-то по-особому выделяются, будь то яркий цветок или ветер, исходящий из разлома в стене.
Еще одним приятным моментом оказалось наличие уникальных отличительных особенностей подземелий. В одном обитают монстры, которые меняют внешний вид, в зависимости от температуры. В другом вам приходится изучать поведение летучих мышей, чтобы понять верное расположение безопасных проходов. Третье заполнено странным смогом, и вы не можете пройти больше десяти шагов, из-за чего надо искать островки чистого воздуха для передышки, и так далее.
Ну и, конечно же, картография. Рисование является неотъемлемой частью сериала. На нижем экране есть удобный редактор, который позволяет быстро и просто составить подробную карту любой локации, что напрямую влияет на игровой процесс, позволяя точно спланировать прохождение участка, будь то побег к дирижаблю, рывок до мини-босса или до месторождения руды. Это очень важно из-за высокой сложности, особенно на начальных этапах. Игра заставляет учитывать множество факторов, и карта становится невероятно полезной. Отрадно еще и то, что в случае гибели всей партии, Etrian Odyssey IV предлагает сохранить все нарисованные карты, поэтому вам не придётся составлять их заново, и повторное прохождения с сейв поинта будет в разы быстрее.
Цветовая градация видимых противников (боссов и мини-боссов) заранее предупреждает о силе супостата, и это позволяет наперед избирать путь и тактику, лишая вас лишней головной боли. Кроме них в игре есть и случайные встречи с обычными врагами (random encounters), однако, Atlus ввели специальный индикатор, который красным цветом указывает, когда на вас нападут, поэтому даже здесь вы можете просчитать последовательность событий.
Битвы проходят полностью в пошаговом режиме и кажутся слишком медленными ровно до тех пор, пока вы не обнаружите возможность ускорить их темп в меню опций. Исходя из параметров, герои и враги атакуют в определенной последовательности. Большинство противников имеют уязвимости от различных типов оружия и магии, которые можно проверить опытным путем или специальным скиллом, а после битвы в одном из разделов дневника появляется детальный профиль супостата.
Сложные враги требуют аккуратных тактик с использованием различных бафов и дебафов. Но со временем вы сможете выносить их обычными атаками. Хорошая тактика не даст вам гарантированного успеха в поединках. Настройка команды, ее характеристик и экипировки оказывает большое влияние на исход битвы. Исследуя локации, добывая полезные ископаемые и шкуры убитых монстров, вы можете за определенную плату создать у кузнеца новую экипировку, которая в значительной мере улучшит ваши показатели. Подобная система хоть и напоминает Monster Hunter, но не настолько сложна и не сконцентрирована на гринде. Поиск и победа в битвах над новыми противниками, обнаружение месторождения полезных ископаемых и последующее создание новой усиленной экипировки происходит не в отрыве от исследований и приносит настоящее наслаждение.
Разработчики пошли еще дальше и сильнее завязали улучшения на изучении окружения. На локациях также спрятаны сундуки со специальными молотами. Другие можно получить, выполняя побочные задания. С помощью них кузнец добавит определенный эффект к вашему оружию, имеющему пустые слоты, что может сильно помочь в битвах. Например, обездвиживание ног помогает легче попадать по прытким противникам. Еще больше бонусных эффектов могут давать кольца, но ставятся они только в слоты для одежды, поэтому тут вам надо выбирать, что надеть, а что снять из-за ограниченного количества слотов под экипировку.
Побочки в основной массе ориентированы на исследованиях как открытых локаций, так и конкретных подземелий. Вас могут попросить найти пропавшего солдата или отметить на карте русло реки, которая находится где-то на севере. Девушка-кузнец ищет редкие ингридиенты для ковки новых предметов и так далее. Причем в последнем случае, если вы уже приносили ей нужные предметы до получения квеста, то искать их заново не потребуется: задание будет отмечено как выполненное в специально подготовленном на этот случай диалоге.
Однако пару раз нам все-таки попадались квесты с сомнительными дизайнерскими решениями. В них нам пришлось заниматься натуральным пиксельхантингом, так как игра не давала никаких внешних опознавательных знаков расположения квестового предмета в пределах подземелья. Только пройдя у определенной и ничем не примечательной стены загоралась кнопка «А», означающая, что тут находится нужный нам объект.
Исследуя локации и выполняя задания, вы быстро начинаете качаться, открывая вашим персонажам новые возможности. Одни улучшают основную особенность выбранного класса, другие позволяют использовать специальные атаки, приписанные конкретным типам оружия и щитов. Третьи, вспомогательные: временно улучшают характеристики героев или усугубляют оные врагов. Есть также пассивные и автоматические навыки, которые действуют сами по себе, вроде высокого шанса заблокировать удар врага, защитить или вылечить раненого напарника, не тратя ход, включить защиту перед боем и так далее.
Из уникальных — имеются скиллы для подземелий и для полета. Первые работают только на закрытых локациях. Среди них есть возможность атаковать первым, дальше видеть врагов, восстанавливать здоровье во время движения или уменьшить частоту случайных битв. Вторые, как понятно из названия, срабатывают во время полетов на дирижабле. В основном они завязаны на приготовлении пищи, которая служит дополнительным бафом, поднимающим характеристики героев. Эти навыки повысят добавление определенных параметров и сделают еду безопаснее, убирая из нее токсины. Кроме этого, в середине игры вы получите возможность выбора дополнительного класса готовым персонажам, что делает их настройку еще более глубокой.
Графически игра смотрится неплохо, но не более того. Аскетичные локации и очень плоское 3D вытягивают хороший арт (игрой занимался ветеран Studio Ghibli Низо Ямомото), яркие японские портреты персонажей, отличные модели и анимация противников. Последнего сильно не хватало прошлым играм серии. Музыка, написанная композитором Shenmue Юзо Коширо, создает приятную атмосферу и гармонично сочетается с игровым процессом. Особенно хорошо запомнились благозвучные мотивы Scarlet Pillars и эпичный рок во время битв с боссами.
Несмотря на незаметный сюжет, простую графику и местами слишком сложные по структуре подземелья, Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan с головой затягивает благодаря невероятно увлекательному игровому процессу, который грамотно совмещает RPG старой школы, исследования, рисование и битвы с противниками. Возможно, для кого-то она станет настоящим открытием и лучшей игрой на Nintendo 3DS, в очередной раз доказывая превосходство Atlus в этой узкой нише японских ролевых игр.
Автор — ACE, редактирование — CAH4E3
Игра пройдена на Nintendo 3DS.
Источник: