Сегодня вокруг free2play MMO-проектов постоянно возникает множество споров. Одни говорят, что это неплохой способ поиграть, при этом не тратя ни копейки. Другие же заявляют, что это лишь способ выкачать из потребителей побольше денег путем так называемого «доната». Что интересно, при тех или иных обстоятельствах правы обе стороны, и в 2010 году белорусская компания Wargaming.net, выпустив World of Tanks, постаралась угодить обеим. Сейчас же их во многом успешный опыт перенесли на консоль Xbox 360 умельцы из Wargaming West (бывшая Day 1 Studios, купленная Wargaming.net в 2013 году). Получилось? Давайте разбираться.
World of Tanks: Xbox 360 Edition – это MMO-экшен, целиком и полностью завязанный на танковых баталиях с участием основных боевых машин 20-го века. В игре, на текущий момент, представлена бронетехника СССР, США, Великобритании и Германии — не густо, особенно по сравнению с ПК-версией игры, где не только почти в два раза больше уже имеющихся стран-производителей танков, но и запланировано еще больше в ближайших обновлениях. Игрок волен как совершенствовать свои танки путем установки апгрейдов вооружения, ходовой части и брони, так и исследовать новые, более продвинутые модели.
Ресурсов в игре три разновидности. Серебро – по сути, местная универсальная валюта, за которую можно приобретать новые танки и апгрейды, нанимать экипаж и тренировать его. Золото – это ваши кровно заработанные реальные деньги, которые вы решили вложить в игру. За него приобретаются премиум-танки, главное отличие которых от обычных заключается в увеличенном количестве опыта, получаемого в ходе сражений. Также золото необходимо для тренировки экипажа сразу до максимального уровня владения тем или иным танком. Третьим ресурсом является опыт, получаемый вашим танком за участие в бою. Дело в том, что прежде чем купить новый танк, его нужно сперва исследовать, более того, чтобы исследовать танк, нужно сперва также открыть и приобрести определенные апгрейды для танка предыдущего поколения – для всего этого и нужен опыт. Начисляется он за многое: непосредственное нанесение урона вражескому танку, за «ассисты», которые здесь выражены в подсвечивании техники противника на миникарте, за захват и помощь в обороне контрольных точек и за многое другое.
Танки делятся на пять классов: легкие, средние, тяжелые, САУ (самоходные артиллерийский установки) и ПТ-САУ (противотанковыесамоходные артиллерийские установки). Роль легких танков сводится в основном к «засвету» вражеских боевых машин, а также к игре в стиле «бей и беги», поскольку тонкая броня и малый калибр орудия не позволяют вести бой на равных, зато высокая скорость дает легко маневрировать и вовремя унести ноги в том случае, если дела пойдут совсем туго.
Средние танки – это костяк команды. Неплохие показатели по всем параметрам. Впрочем, многое зависит от стоящего там оборудования. Так, например, один и тот же танк может с легкостью ковырять даже тяжелые танки с каким-нибудь стволом калибром в 76мм или же с трудом пробивать тонкую броню легких машин с полуавтоматическим 23мм-орудием.
Тяжелые танки полностью оправдывают свое название: весом с жилой дом, с огромным стволом и скоростью черепахи они вряд ли окажутся первыми на передовой, зато если против легкого или среднего танка выступит тяжелый, то исход боя практически всегда будет в пользу последнего. С САУ и ПТ-САУ все несколько интересней. Первые ведут огонь на огромные расстояния по навесной траектории. Даже прицелом им служит сама карта местности. И работают они лучше всего в паре с легкими танками: один сообщает местоположение врага, второй буквально одним-двумя снарядами разносит его в металлолом. Неудивительно, ведь удар почти всегда приходится в очень уязвимую верхнюю бронепластину танка и в башню.
ПТ-САУ же созданы с одной целью: уничтожать танки, но в отличие от САУ имеют все же большее применение ближе к передовой. Они наносят серьезные повреждения даже тяжелым танкам, но при этом могут оставаться незамеченными, поскольку дальность огня у них несравнимо выше. Несмотря на все перечисленные преимущества САУ и ПТ-САУ, они крайне слабо защищены броней. Поэтому прямое столкновение на близкой или средней дистанции даже с легким танком станет для них серьезной проблемой.
«На бумаге» все выглядит довольно незатейливо: всего лишь более расширенная версия старого принципа «камень — ножницы — бумага». Но не все так просто. Дело в том, что Wargaming придумали весьма сложную систему расчета урона от попаданий. Здесь в ход идет все: калибр орудия, скорость снаряда, толщина брони и даже угол, под которым снаряд столкнулся с корпусом танка. Добавьте сюда поведение танка и его агрегатов, зависящее от уровня опыта экипажа, а также чуточку того, что сообщество WoT называет «Великим Белорусским Рандомом» и получите десятки различных вариантов исхода одного и того же боя. Честно говоря, за такую щепетильность в тех аспектах, где обычно этого не ожидаешь, волей-неволей проникаешься уважением к разработчикам, создавших аркаду на грани, не побоюсь этого слова, симулятора. Хотя на этом вся «симуляторность» игры заканчивается. Управление танком с помощью геймпада реализовано без особых премудростей: если вы играли, скажем, в какой-нибудь Battlefield на консолях, то без проблем освоите управление в WoT на Xbox 360 (различные схемы управления в наличии). Также довольно просто и схематично в игре реализован механизм маскировки. Есть три степени заметности танка: «танк в движении», «танк стоит на месте» и «танк затаился в кустах», при этом не важно, что кусты могут прикрывать, разве что половину машины – бонус за скрытность все равно получите. Ко всему этому определенный процент маскировки добавляет камуфляж, который можно нанести на корпус в ангаре.
Режимов игры в консольной версии всего три: «Стандартный бой», в котором каждая из команд пытается захватить базу противника или уничтожить всю его технику, «Встречный» бой, где сражение разворачивается за нейтральную базу, захват которой приносит победу и «Штурм», в котором только у одной команды есть база. Ее задача — оборонять базу или уничтожить всю технику противника. Разнообразия среди режимов не наблюдается, и все они так или иначе завязаны на захвате и обороне контрольных точек. Более того, в действительности эти контрольные точки мало кого интересуют и сражения становятся похожими на банальный Deathmatch. При чем Deathmatch довольно неторопливый и вдумчивый. И если на ПК к такому темпу многие давно привыкли, то большинство консольщиков, знакомых с высокой динамикой приставочных шутеров, рискуют просто не понять игру. Дело в том, что залог победы в WoT в грамотном выборе позиции, в командных действиях в выжидании верного момента для атаки, и игрок, внезапно решивший «затащить» в первые минуты раунда тут же теряет танк и возвращается в ангар, а то и обратно в дашборд с мыслью в голове: «Какая же фигня эти ваши танки».
Одним из основных достоинств игры является то, что для F2P-проекта она довольно неплохо сбалансирована. Что немаловажно, здесь не действует правило pay2win, заключающееся в серьезном преимуществе «доната». Те же премиум-танки, приобретаемые за реальные деньги, хоть и дают больше опыта, но далеко не всегда обладают исключительно высокими боевыми характеристиками. Потому и нередки случаи, когда незадачливый игрок, потратив определенную сумму денег, надеется на легкую победу и, став первым фрагом для команды противника, искренне недоумевает. Также нет явных прорех в балансе между классами танков благодаря вышеупомянутой схеме «камень — ножницы — бумага».
А вот что может оттолкнуть от игры, и это относится к большинству F2P-игр, так это то время, которое необходимо потратить, чтобы выжать из нее максимум. Для того, чтобы получить доступ к серьезным машинам высокого уровня, необходимо отыграть тысячи матчей. Да даже для прокачки экипажа до максимального уровня необходим не один час игры. И это при том, что опыт экипажа, набранный в одном танке не переносится на другой, если вы захотите пересадить на него полюбившихся танкистов. Согласитесь, далеко не каждый готов потратить на игру сотни часов. Тем более, хоть игра и предлагает нескромный простор действий в бою, на деле все сводится к набору из нескольких схем действий, которые опытными игроками применяются раз за разом. Учитывая то время, которое требует проект, вероятность того, что все это надоест со временем, довольно высока.
Не стоит забывать, что консоль – платформа куда менее гибкая и удобная для регулярной поддержки корректировки отдельных элементов игры. А для ММО это весьма важно. К сожалению, Xbox 360-версия игры имеет ряд отличий от ПК-версии далеко не в лучшую сторону. Тут и куда более скудный набор доступных в игре танков и меньшее количество карт. Также видна разница чисто технического плана: графика, хоть и рисует симпатичные и неплохо детализированные модельки, но даже на момент релиза уступала таковой на ПК, а что уж говорить о разительном превосходстве картинки возникшей вслед за последним глобальным апдейтом компьютерной версии. С другой стороны, в рамках консолей World of Tanks: Xbox 360 Edition выглядит бодрячком. Автопарк хоть и невелик, но тем не менее пополняется (недавно была добавлена ветка техники СССР), также с обновлениями появляются новые карты и некоторые элементы игровой механики, как, например, та же возможность нанимать и прокачивать экипаж.
World of Tanks: Xbox 360 Edition – это хорошая игра для людей, которые хотят немного отдохнуть после тяжелого рабочего дня, поиграв часик перед сном. Для получения максимального удовольствия придется потратить на нее определенное время, ведь требует она нечто большее, чем возможность тупо зажать триггер геймпада, чем грешат многие сегодняшние сетевые игры. Ну а если танки – это ваше слабое место, то она точно придется вам по вкусу. Тут и соответствие реальным образцам военной техники и энциклопедическое описание каждого танка. Ну и, в конце концов, приятно же, когда еще больше людей во всем мире знакомятся с игрой с почти отечественными корнями.
Автор — Blaze, редактирование — ACE, CAH4E3
Игра пройдена на Xbox 360.
Источник: