Поклонникам серии и любителям японских ролевых игр десятая часть культового сериала Final Fantasy запомнилась как последняя настоящая «финалка» с пошаговыми боями, глубокой историей, великолепным саундтреком от Нобуо Уематсу и огромным количеством побочных заданий.
^ Аурон [и Лулу] — пожалуй, лучшие герои, созданные Тетсуя Номурой за последние 15 лет
После развала Square Soft и объединения с Enix в начале двухтысячных, серия избрала явно неправильный путь. Final Fantasy X-2, являясь прямым сиквелом «десятки», нарушила канон и превратилась в балаган с переодеваниями и попсовой музыкой для девочек. XI-ая часть, в свою очередь, оказалась хоть и приличной, но довольно нишевой MMORPG с упором на гринд. Последовавшая за ней Final Fantasy XII отличилась открытым миром и долгожданным отсутствием Random encounters, но ввела автоматизированные бои, непродуманную ролевую систему и многие другие спорные моменты. На качестве проекта сильно сказался уход руководителя разработки — Ясуми Матсуно.
Относительно недавняя XIII-ая часть сделала шаг назад и пошла по пути X-2, став трилогией, к финальному эпизоду предложив тайм менеджмент и глубокую настройку одного единственного персонажа, а также пространный сюжет и бессмысленные Action-битвы вместо классической пошаговой системы. Естественно, анонс ремейка культовой Final Fantasy X, прозвучавший осенью 2011 года, сильно обрадовал заскучавшее сообщество, которое верило в скорое и качественное переиздание классической jRPG. Правда, ждать пришлось долгих три года.
Final Fantasy X рассказывает по истине грандиозную историю. Она открывается небольшим вступлением под меланхоличную музыку, где на фоне разрушенного города главный герой по имени Тидус начинает рассказывать о своих приключениях. Не испытывая нехватки в славе и многочисленных поклонниках, некогда он являлся молодой звездой блитцбола, но в один прекрасный миг, сопровождаемый волной невиданных размеров, из пучин океана вылез огромный монстр Син, в результате чего мегаполис Занарканд был разрушен, а Тидус потерял сознание.
Придя в себя в неизвестном месте, герой обнаруживает затопленные руины и начинает исследовать безлюдный мир, полный опасных тварей. Он понимает, что находится очень далеко от дома и пытается всеми силами найти дорогу обратно. Через какое-то время Тидус встречает группу людей, которые говорят на непонятном языке и, судя по всему, занимаются поиском древних затонувших механизмов. От них он узнает, что Занарканд был уничтожен Сином тысячу лет назад, что ставит под сомнение правдивость его истории. Быть может все дело в выделяемом Сином токсине, который сводит людей с ума? Более того, никаких крупных городов в мире не существует уже очень давно — все они давным-давно лежат в руинах, уничтоженные морским гостем…
Люди отказались от технологий и существуют в Спире в небольших поселениях, пребывая в постоянном страхе перед опасным врагом, который время от времени появляется и сеет смерть и разрушения.
Вторая проблема – неотправленные. Души убитых противятся законам природы и отказываются уходить в Фарплейн – место мертвых. Они становятся завистливыми и начинают охотиться за живыми. Поэтому леса, дороги и водные пути, соединяющие поселения, довольно опасны.
Для борьбы с Сином и совершения ритуала отправления есть специальные маги — саммонеры, обладающие священным даром призывать Аэонов — существ великой силы. Большинство саммонеров посвящают себя борьбе с Сином, и цель их жизни – совершить паломничество: пройти путь, лежащий через пять храмов Спиры, в которых покоятся духи Фейт. Каждый дух дарит саммонеру новый Аэон, а финальная точка путешествия – разрушенный город Занарканд, где и происходит сражение с монстром. В случае успеха, Син исчезнет из Спиры, и для людей наступает Время Спокойствия. Но затем он снова возвращается, и цикл повторяется. Десять лет назад верховный саммонер лорд Браска одолел Сина, и теперь для повторения подвига настала пора его дочери – Юны, хранителем которой и становится Тидус.
Многослойный сюжет Final Fantasy X затрагивает различные темы, среди которых есть проблемы отцов и детей, коррумпированность власти, разногласия на почве религий и национальностей. И все же, главная его часть, как не сложно догадаться, построена вокруг путешествия Юны и напоминает Road movie, где герои и второстепенные персонажи имеют четкие мотивы и постоянно двигаются к цели, случайно пересекаясь в определенных точках, раскрывая свои характеры и становясь свидетелями как небольших зарисовок из жизни Спиры, так и событий невероятного масштаба. Все это навсегда изменит жизнь Тидуса, превращая легкомысленного спортсмена в спасителя человечества.
С эволюцией главного героя растет и сам игрок. Структура сюжета игры аккуратно погружает вас в историю и позволяет вместе с Тидусом прочувствовать и понять законы чуждого мира. Меняя декорации и каждый раз открывая для вас что-то новое, будь то повседневные обычаи, религиозные верования, география, политика или история, Final Fantasy X деликатно наращивает эмоциональное вовлечение, достигая кульминации ближе к развязке.
Sphere Grid — ролевая система игры — по праву может называться одновременно и простой, и наиболее глубокой в серии. Она предполагает два варианта прокачки и соединяет полученный опыт и выпадающие после боя предметы. В стандартном режиме герои начинают свой путь в разных местах и могут передвигаться по общей сетке умений в заданном разработчиками направлении, обучаясь новым способностям и открывая улучшения базовых характеристик в линейной последовательности с небольшими ответвлениями. В «продвинутом» режиме вы можете качаться в любом направлении с самого начала игры.
Используя очки действия при достижении Level Up и вставляя полученные в боях сферы в слоты сетки прокачки, вы активируете точку, добавляя определенный навык или улучшение. Так как персонажи начинают в разных местах сетки умений, то получают разные способности и характеристики, которые вместе с оружием определяют класс. Находя специальные ключи, вы можете открывать заблокированные ветки и даже переходить на ответвления других героев. Последняя опция станет доступна ближе к концу игры для всех персонажей, кроме Кимари, который с самого начала стартует в центре сетки и может выбрать любой путь по вашему усмотрению.
Через какое-то время игра обнажает второе дно прокачки, позволяя выковыривать ранее активированные сферы из слотов и вставлять более сильные аналоги, делая героев еще могущественнее. Вы также можете создавать из пустых промежуточных слотов новые бонусы, используя специальные редкие сферы. В итоге полностью открытый Sphere Grid делает персонажей непобедимыми, и в отличие от большинства современных ролевых игр, в Final Fantasy X в этом действительно есть смысл. Прокачав героев по максимуму и получив легендарную экипировку, выполнив огромное количество побочных заданий, у вас будет шанс противостоять самому сильному боссу в игре – Пенансу, битва с которым может растянуться на два часа реального времени.
В свою очередь, прокачка аэонов происходит от предметов, полученных из сундуков или украденных у противников. Поглощая определенное количество необходимого лута, аэон обретает новые скиллы, которые значительно расширяют спектр его возможностей в бою.
Экипировка для персонажей отличается специальными способностями, а также наличием или отсутствием свободных слотов. Именно туда можно вставлять новые скиллы и бонусы, вроде защиты от определённых видов магии или улучшения необходимых характеристик. Продумывая возможные варианты комбинации, вы в итоге сможете создать мечи, посохи и щиты на все случаи жизни.
И все это действительно потребуется вам в процессе прохождения. Боевая система была сильно переработана со времен девятой части. В Final Fantasy X она полностью пошаговая и напоминает небольшой паззл, в котором четкая последовательность правильных действия является залогом успеха. Баланс способностей был улучшен, а механика стала глубже и интереснее. Она строится на четырех принципах: противодействиях, важности очередности хода и возможности заменить персонажей и их экипировку прямо во время боя.
Дело в том, что каждый герой изначально лучше или хуже подходит для убийств тех или иных противников. Например, Тидус ловчее Аурона, поэтому начинает ход первым и может ловить на удар быстрых врагов. Аурон медленно атакует, но обладает не дюжей силой, в результате только он способен с одного удара снести защищенного толстой броней противника. Вакка использует мяч, который идеально подойдет против летающих монстров и скоплений хищных рыб. Лулу владеет черной магией различных стихий, позволяющей эффективно уничтожать элементальных врагов, имеющих стойкость к физическим атакам. Рику ворует предметы и может, таким образом, разрушать роботизированных противников с одного хода. Юна, в свою очередь, лечит и убирает вредоносные статусы, а также создает дополнительную защиту. Кроме этого она может призывать аэонов, которые становятся ультимативным аргументом в любом противостоянии.
Руководствуясь положением героев и врагов в очередности хода, вы тут же подстраиваетесь под битву, меняя персонажей и используя нужные способности, которые, ко всему прочему, могут отодвигать врагов на полоске хода. В итоге почти любую стычку можно выиграть быстро и без получения каких-либо повреждений. Все зависит от вашей смекалки.
Разработчики спланировали встречи с врагами таким образом, чтобы игрок использовал разные тактики и учитывал новые особенности героев, которые открываются по мере прокачки на Sphere Grid. В результате, продвигаясь по сюжету, вы замечаете, как сильно меняются роли героев на поле боя, из-за чего игровой процесс остается интересным до самого финала.
Персонажи, которые не принимают участие в битвах, не качаются. Так Final Fantasy X подталкивает игроков экспериментировать и пробовать различные тактики. Да и в отличии от той же Persona 4, вся ваша партия всегда будет перед глазами, а не только в сюжетных сценах, что не может не радовать.
Еще одним приятным моментом стали битвы с использованием дополнительных устройств, вроде летающих кораблей или подъемных кранов. Подобные неожиданные решения не только позитивно сказываются на общем разнообразии игрового процесса, но и помогают быстрее победить врага. В отдельных сценах загорается опция разговора, что может привести к повышению определенных характеристик.
Классические лимит-брейки вернулись в Final Fantasy X в качестве овердрайвов. Получая повреждения, у героев заполняется оранжевая полоска, после чего вы можете произвести один из доступных супер приемов, успех которых зависит от умения быстро и вовремя нажимать нужные кнопки, которые появляются на экране. Со временем герои выучат новые способы накопления полоски, что позволит вам настроить этот момент под себя.
Глубокая кастомизация персонажей – определенно сильная сторона десятой части, но на прокачке и битвах игра не останавливается. В Final Fantasy X также присутствуют довольно сложные головоломки. В каждом храме вы должны будете пройти через тематическое испытание. Используя специальные сферы и глифы, которые открывают двери и включают механизмы, вы не только получите доступ к комнате с духом Фейт, но и редким предметам, которые будут полезны для прокачки и сражений.
Именно грамотное чередование эпических заставок и обычных битв, интересных боссов и сюжетных диалогов, исследований и решений паззлов, а под конец – огромного количества различных побочных заданий и мини-игр, делает Final Fantasy X столь увлекательной и разнообразной. От игры очень сложно оторваться, даже если вы проходили оригинал несколько раз на PS2. В итоге вы будете часто замечать, что выключаете игру не потому что надо передохнуть, а из-за разряженного аккумулятора PSVITA.
Однако, это не столь печально, сколько проблемы, которыми игра обзавелась, пройдя через HD-ремастер в чутких руках Square-Enix. Изначально в 2011 году речь шла о полном ремейке игры на движке Final Fantasy XIII, но в итоге мы получили запоздалый порт версии с PS2 с немного подправленными текстурами и моделями некоторых персонажей. И если Лулу и Аурон выглядят еще лучше, чем раньше, то Тидуса китайские аутсорсеры почему-то особенно невзлюбили. Главному герою поменяли черты лица, в результате чего он смахивает на наркомана с вечно опухшими глазами, которые неестественно светятся синим цветом. Юне, в свою очередь, подвели ресницы и нарумянили щеки, из-за чего образ скромной девушки несколько растерялся. Конечно, ее диалоги и поведение остались неизменными, однако, те, кто помнит оригинал, определенно заметят разницу. Остальные герои не сильно изменились, а неигровые персонажи и вовсе остались прежними. Из-за чего вы будете чувствовать себя не комфортно, когда в заставках то и дело будут попадать в кадр квадратные модели со слипшимися пальцами и жуткими пиксельными текстурами, которые напоминают о закатных временах PS1 и старте консоли PS2.
Не понятно, зачем вообще было нужно трогать модели героев, когда оригинал имел необходимый набор высокополигональных персонажей для ближних планов аналогичного качества, но с изначальным дизайном? Почему нельзя было использовать эти модели во всех сценах и геймплее HD-ремастера нам категорически не понятно. Сомнительным также является наличие низкополигональных итераций в геймплее и некоторых заставках. То есть даже в ремейке используются квадратные замены героям для разгрузки графического чипа консоли. При этом PSVITA все равно не справляется с рендерингом отдельных эпизодов и начинает сильно тормозить в определённых сценах. Как объясняют разработчики подобную оптимизацию остается загадкой. Особенно с учетом трехлетней разработки и наличия феноменальной красивой Killzone: Mercenary на платформе.
Стоит отметить, что не все текстуры были обновлены в лучшую сторону. Например, лед в храме Макалании теперь скорее напоминает синие разводы краски, а волосы героев рябят от пикселей сильнее, чем в оригинале на PS2. Странным является также наличие длительных загрузок между локациями. На консоли 14-летней давности игра грузилась значительно быстрее. Эти же проблемы, за исключением разве что тормозов, присутствуют и в версии для PS3.
Музыка тоже подверглась изменениям, причем не в лучшую сторону. Часть композиций заменили на более блеклые аналоги, которые все равно продолжают звучать как мелодии в стиле midi. Конечно, через 20 часов геймплея вам будет все равно, а те, кто играет впервые, вообще не заметят, но неприятный осадок все же остался.
Кроме технических проблем ремастера, игра местами устарела сама по себе. Случайные битвы давно считаются приветом из 90-ых, ограниченность уровней может разочаровать, да и некоторая анимация выглядит смешно, особенно когда герои начинают странно крутить руками в воздухе. Хотя, с учетом высокого качества проекта в целом, это скорее небольшие придирки, нежели весомый минус.
В комплект переиздания также входит порт Final Fantasy X-2. Как уже отмечалось ранее, эта игра скорее ориентирована на женскую аудиторию и имеет множество крайне спорных моментов, в частности сюжет. Персонажи растеряли весь свой шарм – авторы сиквела как будто забыли о событиях оригинала, параллельно вдохновляясь аниме жанра «повседневность». Разработчики даже поленились нарисовать новые модели, в результате чего беременная Лулу продолжает ходить в своем фирменном корсетном платье из ремней. Как итог, балаган происходящих на экране событий сложно воспринимать всерьез, поэтому поклонники Final Fantasy X и те, кто ими станут, будут разочарованы.
Тем не менее, у X-2 есть и свои позитивные стороны. Любители ATB порадуются возвращению динамичных полу-пошаговых битв. Боевая система теперь рассчитана на партию из трех человек, поэтому вернулась классическая система профессий. Находя специальные Dressphere, героини могут менять свою специализацию прямо на поле боя. Анимировано это в стиле Sailor Moon и недавнего Kill la Kill: красотки оголяются в симпатичной заставке и получают новую одежду, оружие и набор способностей. Вариантов множество. Начиная от классических Война, Вора и Белого мага и заканчивая Самураем, Певицей и Алхимиком. Причем меняя одежду в правильной последовательности, вы можете получить множество бонусов-бафов, вроде увеличенной силы и так далее. Это особенно полезно в битвах с «жирными» врагами.
^ X-2 напоминает один большой фетиш-фанфик о Юне и Рику
Система отодвигания противника на полоске хода была доработана, в результате чего, грамотно подбирая нужные Dressphere и скиллы, можно бесконечно не давать ходу вашему врагу. Не обделили и с побочками. 100-этажное подземелье рассчитано на отъявленных задротов, поэтому заняться под конец игры явно будет чем.
Графически игра почти не отличается от десятой части, а вот музыка сильно просела. Кроме нескольких композиций, вы вряд ли что-нибудь запомните.
Final Fantasy X | X-2 HD Remaster служит еще одним напоминанием о золотой эпохе jRPG, о том, какие шикарные игры создавала Square Soft. А также о начале упадка этой некогда великой компании. Даже несмотря на технические проблемы порта, десятая часть все так же затягивает, как и 12 лет назад, поэтому являетесь ли вы поклонником оригинала, или новым игроком, пропускать это переиздание крайне не рекомендуется.
Автор — ACE, редактирование — CAH4E3, OPEX
Игра пройдена на PSVITA.
Источник: