В свое время Valve побоялась выпускать Portal в качестве самостоятельного проекта, включив экспериментальную разработку в состав Orange Box. Несмотря на всего два с половиной часа игрового времени, оригинал обрел огромную армию поклонников, а композиция Still Alive запомнилась многим и стала одним из узнаваемых гимнов видеоигр. Вторая часть игры вернулась с прежней концепцией, слегка измененной, приправленной приятным юмором и отдельным режимом с кооперативом на двух игроков.
Portal 2 переносит вас в разваливающийся на глазах подземный комплекс, где в качестве выжившей испытуемой (Chell) вы просыпаетесь благодаря усилиям Wheatley — непутевого робота-няньки для людей. Во многом из-за болтливого спутника и собственной безалаберности вам удается пробудить главного робота всего комплекса – меланхоличную GLaDOS и заточить себя в ловушку из бесконечных испытаний с использованием Aperture Science Handheld Portal Device или просто портальной пушки. Злая на вас за не санкционированное отключение в прошлом, госпожа робот предлагает серию хитроумных испытаний во благо науки, сопровождая процесс решения головоломок ехидными комментариями.
Большинство головоломок в игре создано на основе простых правил. Игрокам надо найти выход из комнаты, нажав на большую красную кнопку в полу, используя в качестве груза специальные виды кубов, а в качестве опоры для перемещения входные и выходные порталы, которые можно размещать на один тип поверхности. Иногда для активации дверей используются наборы лазерных излучателей, а порталы и кубы применяются для их преломления. На поздних этапах в игру вступают отталкивающие (Синие), скользящие (Красные) и портальные (Белые) гели которые размазанные по поверхности дают игроку ускорение, возможность размещать порталы или повышенную прыгучесть (Valve даже купила для разработки этой части игры студенческую команду). Падение с большой высоты также не является проблемой – в распоряжении игрока специальные гравитационные ботинки, смягчающие падение, гравитационно-волновые тоннели и прыжковые панели.
Но в главной идее игры и ее главная слабость. Головоломки в большинстве своем однообразны с одинаковым и единственно правильным решением. По большей части вам требуется сделать портал в поверхности, выполненной в виде трамплина и впрыгнуть в другой конец окна с большой высоты. Ускорение, прыжки, снова ускорение. При этом игра исключает альтернативные решения, специально для идиотов, ограничивая количество поверхностей на которые можно наносить порталы до минимума и подталкивая игрока световыми пятнами к единственному правильному решению. Появляющиеся к концу игры белые гели делают пригодной для порталов любую поверхность и здесь ограничения легко интегрируются благодаря неокрашиваемым решеткам. Цепляющие в первой половине игры паззлы начинают раздражать схожей механикой решения даже при введении тех же гелей или дополнительных препятствий и на время включаемых элементов. Еще одна ошибка дизайнеров – это гигантские пространства, склеенные светлыми пятнами поверхностей для использования очередного портала. Понятно, что эта часть игры сделана для исследования разрушенного комплекса и раскрытия его секретов, но делать это просто скучно. Во всяком случае, в середине игры.
Сюжет игры одно из самых сильных мест Portal 2. Меланхоличная и по-женски коварная GLaDOS вызывает исключительно жалость и симпатию, особенно после (картошка!) второго сюжетного перелома. Wheatley отлично справляется с ролью чудаковатого робота, одержимого идеей всемирного господства, возвращая нас к мультипликационной классике вроде Futurama. Но и в сюжете есть свои филлеры. После непредсказуемого поворота сценарист идет обедать, а повествование провисает на несколько часов с однообразными заданиями, чтобы вспыхнуть вновь и разжечь погасший интерес игроков. Конец настолько безумен, что рассказать его было бы настоящим преступлением.
К чести локализаторов Wheatley и GLaDOS звучат также, как и в оригинале, и кое-где русская речь превосходит английскую версию игры. Что касается точности перевода, то он удачно сохраняет почти 99 процентов шуток оригинала.
Кооперативный режим является своеобразным дополнением, а точнее продолжением основной игры. В роли двух обаятельных роботов P-Body и Atlas вы с другом можете разгадывать кооперативные головоломки. Система жестов в кооперативном режиме лишь усиливает общий юмористический эффект и в отличие от основной кампании здесь нет сюжетных провалов и затянутых головоломок для удлинения времени игры. Все головоломки нацелены именно на совместное прохождение и координацию действий.
***
Portal 2 – это удачное продолжение оригинала, уступающее ему в сложности головоломок и использовании физики, но предлагающее взамен нечто большее – кооперативный режим игры на двух человек. Отличный сюжет и юмор проекта разбиваются об слишком однообразную механику, филлеры, отсутствие множественных решений, ограничение свободы, малое использование физики и затянутость игрового процесса. Portal 2 может являться абсолютным шедевром только для тех, кто провел последние десять лет в пещере на необитаемом острове с Томом Хенксом. Все остальные должны просто получить удовольствие от еще одной хорошей игры с потрясающими персонажами и сюжетом.
Источник: