Бог умер, а в полку тактических RPG прибыло. Алекс Томас, Арни Йоргенсен и Джон Уотсон – бывшие сотрудники BioWare — решили сообразить на троих игру про суровый мир, в котором сплелись фэнтези и скандинавская мифология. Несмотря на отсутствие серьезных спонсоров, постарались они на славу.
The Banner Saga – это эпическое «роуд-муви», местом действия для которого служит далекая северная страна, покрытая густыми лесами, снежными горами и замерзшими озерами. Три расы населяют здешние земли: люди, воинствующие гиганты – варлы и их кровные враги — мрачный народ каменных колоссов. Последние потерпели жесткое поражение в войне против варлов и живут в отчуждении. Тем временем, сами варлы собираются заключить союз с корыстолюбивыми людьми и хотя бы немного пожить в мире и спокойствии. Естественно, их помыслам не суждено сбыться. Вначале неизвестная природная аномалия поражает всю страну – солнце перестает заходить за горизонт, и воцаряется вечный день. Затем, восстают с новой силой каменные колоссы. И кажется, полчищам их несть числа. Над миром нависает неосязаемая, невидимая тьма. Старухи шепчут о конце света. Все вокруг пронизывает атмосфера безнадежности.
Как такового главного героя в игре нет, и повествование быстро разделяется на две параллельные сюжетные линии. Одна рассказывает о жизни бравого варла-полководца Хокана и его дружины, вторая – о нелегкой судьбе охотника Рука, которому, вместе с дочерью Аллет и толпой простого народа, приходится покинуть родную деревню из-за внезапного нападения разъяренных каменных колоссов. И хотя история подается в скупой манере не озвученных диалогов (да, надо уметь читать), она эмоционально затрагивает куда сильнее, нежели очередной высокобюджетный блокбастер. Сценаристы не мучают долгими философскими пассажами о богах и устроении вселенной, а сразу вводят пару дюжин разномастных персонажей со своими целями и неоднозначными характерами. Объединяет их лишь стремление выжить в это жестокое время. Наблюдать за взаимоотношениями интересно, и так, но помимо всего прочего, разработчики предоставляют игроку возможность непосредственно, через диалоги, влиять на развитие сюжета. Общий колорит истории выдержан в весьма фаталистических и, как модно нынче выражаться, «взрослых» тонах. Никакого лишнего стеба и пошлых шуток. Пожалуй, два единственных стоящих упоминания недостатка – это небольшая продолжительность и немного скомканная концовка, не дающая ответов на все интересующие вопросы. Возможно, при удачных обстоятельствах, ответы будут получены в недавно анонсированном сиквеле The Banner Saga 2.
Внешне игра сразу же приятно удивляет. Необычный живописный стиль навеян, по словам самих создателей, Спящей красавицей 1959 года. Все нарисовано вручную и с большой любовью к деталям. Отсутствие 3D моделей компенсируется любопытной работой с перспективой и насыщенной цветовой палитрой. Наверно, это первое, что бросается в глаза при знакомстве с игрой. Зайдя же чуть дальше, обнаруживаешь очень простую в освоении, грамотную тактическую стратегию. Во время боя, на небольшой прямоугольной арене, разбитой на квадратики, располагаются ваши «герои» – юниты и, соответственно, противостоящие им недруги. Каждая сторона по очереди делает ход, даже в случае количественного неравенства. Цель тривиальна – перебить всех противников на арене.
Типы героев варьируются, но разобраться в них не так сложно. Все предельно интуитивно. Например, варлы исполняют роль «осадных башен»: занимают добрых четыре клетки стратегического пространства, за ход передвигаются на сравнительно маленькое расстояние, но в ближнем бою крайне сильны. Персонажи людской крови, чаще всего лучники да прыткие топорщики, за ход пробегают пол арены, но дохнут, как мухи под тяжелыми вражескими булавами. Каждый воин, помимо стандартных характеристик «атака» и «броня», обладает уникальной способностью, использование которой требует траты специальных бонусных очков «силы воли». Во время битв необходимо держать в голове несколько вещей: очередность ходов, расположение ваших и вражеских юнитов, состояние морали. Ключ к победе кроется в умении просчитывать ходы наперед и импровизировать, если ситуация выходит из-под контроля. Универсальной тактики не существует. Состав боевой команды по ходу прохождения может существенно меняться и подобрать идеальное сочетание вряд ли получится. Поэтому приходится постоянно подстраиваться под сложившиеся, чаще всего трагические, обстоятельства. Прокачка характеристик персонажей также не является залогом успеха. Практически любой, даже, казалось бы, важный для сюжета герой в The Banner Saga может внезапно погибнуть.
Дело в том, что во время путешествия по бескрайним заснеженным просторам, игрок лишен практически любых возможностей взаимодействия со своими виртуальными подопечными. Караван воинов и гражданских, как слизняк, медленно ползет по равнинам и холмам, ежедневно поглощая драгоценные запасы провианта. Остановить этот процесс, можно лишь разбив лагерь: для отдыха, заживления ран и восстановления моральных сил, которые ощутимо влияют на ваши шансы победить в грядущих сражениях. Однако одним сном сыт не будешь – еда заканчивается. Нужно идти дальше. И тут начинается самое интересное. Помимо того, что на пути встречаются всевозможные деревни, городки и реликтовые места, движение каравана тормозят разнообразные «случайные» события. Это может быть что угодно: от бунта и пожара до местечкового раздора между двумя истеричными матерями. Когда это происходит, игрок вынужден принимать определенное решение, влияющее на последующие действия. Улаживать различные дрязги приходится постоянно, а их последствия порой совершенно непредсказуемы. Как писалось выше – никто не застрахован от смерти важного персонажа. Причем, никогда не знаешь, в какую сторону подастся. Кажущаяся нерешительность, робость или наоборот грубость в решении определенной проблемы может сохранить жизни ваших соратников, а попытка проявить себя справедливым мудрецом закончится печально. «Добрых» или «злых» ответов на вопросы попросту нет. Иногда сценаристы так сильно стараются поставить игрока в неловкое положение, что кажется будто играешь в рулетку, судорожно пытаясь принять верное решение. Тем не менее, логика и здравый смысл от обилия внезапных поворотов практически никогда не страдают.
Отдельной похвалы заслуживает потрясающее музыкальное сопровождение. Композитором выступил Остин Винтори, автор саундтрека к Journey для PS3. Его спокойные, но в тоже время волнующие композиции не приедаются даже после многих часов игры. Могучие распевы викингов и бой барабанов сменяются североевропейскими народными мотивами, а во время битв к традиционному оркестру иногда подключаются такие экзотические инструменты, как австралийский диджериду.
The Banner Saga вызывает восторг, но скорее сдержанный. Понятно, что на бюджет «кикстартера» соорудить игру ААА класса пока невозможно, какими бы талантливыми не были сценаристы, дизайнеры и композиторы. Такая масштабная история чувствует себя немного тесно в заданных рамках. Есть ощущение, что найденным наработкам не хватает воздуха и пространства для того, чтобы проявить себя на полную катушку. Представляешь, как было бы здорово, если бы в боях принимало участие больше двадцати юнитов, присутствовал в полной мере рельеф, погода и прочие условия, придающие тактической составляющей дополнительную глубину и сложность.
Спустя год после выпуска, данная рецензия может показаться запоздалой, но мы уверены, что многие геймеры предательски пропустили The Banner Saga, приняв её за очередную инди-поделку, коих развелось немерено за последнее время. В скором времени игра выйдет на PS4 и PSVITA, и, несмотря на обилие грядущих хитов, вроде Ведьмака 3, искреннее советуем обратить пристальное внимание на маленький шедевр от студии Stoic. Это не грохочущий цирк бесконечных аттракционов. Это вещь ручной выделки. Игровой процесс The Banner Saga сравним с чтением прекрасно иллюстрированной книги в позолоченном переплете, с перерывами на чашку горячего чая и шахматную партию в компании хитрого седого старца… пока за окном завывает вьюга.
Автор — Shibito, редактирование — ACE
Игра пройдена на PC.
Источник: