Гражданская война в одной из восточноевропейских стран и горстка людей, объединенных желанием выжить, – вот и вся завязка самого громкого инди-проекта прошлого года. Игра, окупившая все затраты за два дня с начала официальных продаж, предлагает мрачную версию The Sims в зоне военного конфликта. И хотя создатели утверждают, что большая часть событий This War of Mine создана на основе реальных историй людей, переживших военный кризис, рамки установленного формата лишают проект столь разрекламированной достоверности.
This War of Mine использует случайную систему выбора персонажей, предлагая игроку начать свой путь в одном из разрушенных зданий с группой из трех-четырех человек, объединенных одной историей. С самого начала каждый из членов группы имеет серьезный изъян, что усиливает атмосферу отчаянья, насильственно сгущая краски. Раненный герой, простывший напарник и страдающий от голода беженец борются за собственное выживание, заставляя игрока принимать непростые решения. Потратить бинт на раненого или оставить на трудные времена, выменять у торговца все дрова и ресурсы на таблетки для простывшего спутника или положиться на судьбу, в надежде, что простуда пройдет сама. Каждый поступок или решение игрока отражается на его подопечных. Система морали подразумевает страдания персонажей из-за потери близкого или убийства невиновного в борьбе за ресурсы. Если героев вовремя не вывести из депрессии, то конфликты внутри команды могут стать все сильнее, а это может привести к дракам или заставит кого-то из персонажей свести счеты с жизнью. Игрок должен не только правильно распределять редкие ресурсы между персонажами, обустраивать их временное жилище бытовыми приборами и мебелью, но и заботиться о моральном духе и состоянии тела.
Персонажи страдают от голода, усталости, болезней и ран. Если не обращать внимания на эти показатели, то через несколько дней они могут привести к фатальным последствиям. Приготовление еды требует создания печи, а также ресурсов вроде воды, продуктов и топлива. Здоровый сон может поддержать только теплая кровать. С наступлением зимы важную роль для выживания играет печь и фильтры очистки воды. Игра заставляет вас собирать все больше ресурсов, принуждая вкладываться в новые инструменты и предметы обихода. С каждым днем, особенно при заморозках, еды становится все меньше, а активность враждебных группировок все выше. Часть мест для поиска ресурсов становится недоступна из-за снега, и вам приходится жертвовать кем-то из героев. При определенных обстоятельствах, одного из персонажей можно даже съесть, пустив на суп для остального отряда.
Игра разделена на два временных этапа. Первый – это День. В этот период вы можете лечить членов отряда, помогать просителям, обменивать ресурсы на нужные предметы у бродячего торговца, создавать предметы обихода или разбирать завалы. Приготовление пищи, чтение книг или игра на гитаре, критичные для выхода из депрессии, также отнимают драгоценные часы. Со временем дневная часть становится все больше похожей на рутину, где менеджмент лишен эмоциональной окраски и напоминает “Веселую Ферму”. Ночные задания предполагают выбор одного из персонажей в качестве скаута для поиска и добычи ресурсов. Остальные герои остаются охранять припасы или ложатся спать. Разведчик может потом отоспаться днем. Основой успеха вечерней вылазки является уровень скрытности персонажа, наличие оружия и количество свободных ячеек в рюкзаке. Вы можете выбрать место для рейда на карте и приступить к заданию. Часть мест для исследования полностью заброшены или населены безобидными обитателями, — другие охраняются вооруженными бандитами или армией. Вы можете вступить в прямой поединок или использовать обходные маршруты. Нередко перед вами ставят моральный выбор: ограбить стариков или накормить умирающего, обменять лекарства на кучу вещей или убить всю семью нуждающихся, спасти девушку от солдата-насильника или пройти мимо. Все моральные выборы могут быть вознаграждены подъемом духа участников отряда, неожиданными подарками от спасенных или наоборот моральным упадком. Иногда депрессия может доходить до такой стадии, когда персонажи перестают реагировать на ваши команды. Кроме вылазок ночью, в дневное время к вам могут заглянуть другие жители города за помощью или кто-то попроситься в ваш отряд. Нередко принятый в отряд персонаж может оказаться вором, который однажды ночью сбежит со всеми вашими припасами.
Как уже отмечалось выше, некоторые из созданных вами предметов могут оказать непосредственную поддержку в трудной ситуации. Печка спасет холодной зимой. Радио сообщит о самых востребованных товарах на данный момент времени, на которые ночью можно выменять кучу очень важных ресурсов. Самогонный аппарат позволит получать кучу еды и боеприпасов от подсевших на алкоголь военных. Ловушки – поймать немного живности. Но все эти предметы необходимо создать, пережив нехватку ресурсов. Проблема только в том, что игра искусственно драматизирует ситуацию, закрывая потенциальные дыры в системе нелогичными связками. Почему имея в отряде четырех человек, вы не можете отправить на поиск ресурсов сразу трех? Игра станет слишком простой. Почему отправляясь в супермаркет, вы не можете забить весь рюкзак едой, решив проблему с голодом на ближайшие несколько дней и сосредоточив следующие рейды на поиске необходимых для строительства ресурсов? Игра станет слишком простой. Почему обменный курс у торговца слишком высок, когда вам нужно лекарство? Ответ всегда будет один и тот же. И это уже не говоря об обязательном наступлении зимы, рейдах, бунте персонажей и прочих неприятных случайностях. Разработчики намеренно вас прессуют, делая упор на дружбу, взаимовыручку и отказ от насилия.
Вторая проблема – это те же моральные выборы. Ко мне пришел новый персонаж, в тот же день ночью один из членов отряда погиб на задании. Новый герой так сокрушался, что впал в самую глубокую депрессию и умер. Это настолько глупо и не естественно. Игра пытается показать ужасы войны и негативность зла, но сама превращается в комедию. Невозможность использовать кирпичи или доски в качестве оружия – еще один удар по реализму. Но самое главное, все то же самое, что есть в игре, мы уже видели в Don’t Starve и без спорных моральных аспектов. Управление мышью, особенно при преследовании противника или стелс–перемещениях, в шикарных 2D декорациях — не самое разумное решение.
***
This War of Mine – в своей основе еще одна вариация Don’t Stave, где упор делается на антивоенную риторику, социальный аспект и взаимовыручку. Это очень спорная игра на любителя. Как проект, который обязателен для демонстрации на большом экране и в массовой прессе для создания положительного образа игровой индустрии, он естественно незаменим. Только за это можно поблагодарить польскую студию 11 bit studios и пожелать, чтобы продолжение было куда менее похожим на симулятор эмо-коммуны.
Автор — XTR, редактирование — ACE, Shibito, OPEX
Игра пройдена на PC.
Источник: